Покупка Palm — событие, в принципе, ожидавшееся. О том, что Palm готова продаться говорили уже около года, да и вообще, продажа себя крупной компании для Palm событие довольно заурядное, история ее поглощений, выделений в отдельную структуру и реорганизаций тянется уже много лет. Неясными оставались только фигуранты, в качестве кандидатов рассматривались разные компании. Например, Nokia, которая могла бы усилить свои позиции в США, выпуская устройства под маркой Palm. Или Apple: учитывая ее нынешний «сезон покупок», компанию могли бы заинтересовать патенты Palm и некоторые интерфейсные разработки. Даже Motorola, компания технологически всеядная, но не слишком успешная на потребительском рынка, особенно, за пределами США. Да и интересных новинок со времени RAZR у нее почти не было.

Появление в этом ряду HP выглядит довольно неожиданным. Хотя компания имеет опыт покупки и интеграции «мобильных» продуктовых линеек — достаточно вспомнить серию iPaq, которую она получила после покупки Compaq. Направление WID для нее — совершенно не стратегическое (во всяком случае так выглядела ситуация в течение многих лет). Возможно, ее интерес продиктован маркетинговым вектором с лозунгом «Компьютер стал вновь персональным», которому сегодня придается все большее значение. Тем более, что у Palm есть некоторые перспективы и в СМБ, а именно розница и СМБ сегодня рассматриваются как основные точки роста.

Сама по себе, Palm — яркий пример, как несколько стратегических ошибок могут фактически, убить очень успешный бизнес. Главная, пожалуй, — заморозка R&D в начале 2000-х. Тогдашнее руководство Palm сделало ставку на дешевизну, понадеявшись на свой бренд (в то время — безусловный «номер один» в этом сегменте) и пытаясь выдать недостаток технических возможностей за фирменную философию. Причина сворачивания инвестиций до сих пор неясна, но в итоге, Palm не выпустила толком шестую версию своей ОС, где были устранены многие ее недостатки. Затем компания вступила в долгую череду реорганизаций, довольно странных акционерных сделок и др. Конкуренты, тем временем, не дремали. Windows Mobile, несмотря на все свои недостатки, уверенно заняла место лидера в сегменте WID (коммуникаторов и, в то время, КПК). Интересно, что даже сама Palm впоследствии выпускала модели на базе Windows Mobile. А Symbian тем временем захватила рынок смартфонов.

Последние пару лет компания работала над ново версией своей программной платформы — webOS, в 2009 г. представив одно устройство с ней (Palm Pre), затем еще пару моделей (даже, скорее, модификаций). Несмотря на это, в США Palm пользовалась некоторой популярностью, даже, несмотря на выпуск iPhone и серьезную конкуренцию со стороны BlackBerry, во многом благодаря хорошей известности бренда.

Светлана Завьялова, эксперт независимой аналитической группы SmartMarketing.