Опубликованные у нас недавно результаты исследования рынка мобильного Интернета в России, выполненные компанией J'son & Partners Consulting, вызвали целый ряд вопросов и критических замечаний. Согласно данным J&P на конец первого полугодия в России 46,3 млн. пользователей мобильного интернета, а к концу текущего года их количество вырастет до 62,9 млн. человек, а доходы от предоставления услуг — до 29.3 млрд руб.

Посетители выражали сомнение в том, что такая аудитория возможна:

«...при 140 млн. населения вообще, из которых максимум 80 активного по возрасту, и только 66 млн. занятого в экономике по данным госкомстата».

Высказывались предположения кого именно имели ввиду аналитики: «...возможно механически подсчитывали всех тех, кто активировал услугу GPRS-Интернет (на многих ТП она автоматом подключается) и хотя бы раз вышел в Сеть получить медиа-элемент или прочитать прогноз погоды. На многих умных мобильных (коммуникаторы и смартфоны) есть виджеты — автоматическое ПО для сбора информации через сеть Интернет (тот же курс валют). Пользовались ли эти абоненты сетью Интернет? Формально — да. Как часто? Очень редко, но в статистику попадают».

Мы не беремся подвергать сомнению корректность приведенных цифр, хотя они действительно кажутся очень оптимистичными. Проблемы такого рода возникают практически всегда, когда в анонсах результатов исследований не уделяется достаточно внимания методологическим вопросам. Мы попросили уважаемую компанию пояснить кто именно попадает под определение пользователей мобильного интернета. И получили разъяснения старшего консультанта компании Елены Полещиковой:

«В исследовании рассматривается услуга мобильного Интернета, которую предоставляют операторы сотовой связи по технологиям GPRS/EDGE и 3G.

Под пользователями мобильного Интернет, компания J'son & Partners Consulting, понимает абонентов сотовой связи, которые хотя бы раз в месяц используют мобильные терминалы и USB-модемы для выхода в Интернет. Под активными пользователями мобильного Интернета понимаются пользователи USB-модемов и сотовых терминалов, которые регулярно выходят в сеть Интернет. Таких, по оценкам компании, насчитывается порядка 7 млн.

Отдельно рассматривается сегмент мобильного Интернета по технологии WiMAX. На конец 1 полугодия 2009 года количество абонентов мобильного WiMAX составляет порядка 150 тысяч».