ПАО «М.видео» сообщает объединённые неаудированные показатели общих продаж (GMV, gross merchandise value) за четвёртый квартал и 12 месяцев, окончившихся 31 декабря 2023 г., а также публикует обзор бизнеса и ключевые события четвёртого квартала и после отчётной даты.

Ключевые операционные итоги за 4-й квартал 2023 года

  • Общие продажи (GMV ) Группы в 4-м квартале 2023 г. выросли на 43% год к году до рекордных ₽181,1 млрд (с НДС) за всю историю Группы. Товарооборот компании превысил показатели аналогично периода 2021 г. На 4-й квартал, высокий сезон, пришлось более 33% общих продаж за 2023 г.
  • Общие онлайн-продажи компании выросли на 55% до ₽132,5 млрд (с НДС), составив 73% от GMV Группы.
  • Трафик, включая онлайн и магазины, в четвёртом квартале 2023 г. остался на сопоставимом уровне год к году, при одновременном росте конверсии в покупку, и составил порядка 340 млн посещений. Рост количества новых клиентов по итогам года составил 14%. Рост трафика в мобильном приложении покупателя составил 4%.
  • Общие установки пользовательских мобильных приложений М.Видео и Эльдорадо увеличились на 30% к прошлому году, превысив 66 млн.
  • Продажи на собственном маркетплейсе электроники выросли в 4-м квартале в 1,6 раза год к году на фоне увеличения количества селлеров более чем в два раза и расширения доступного ассортимента компании.
  • Сеть магазинов М.Видео и Эльдорадо на конец декабря 2023 г. составила 1 242 магазина всех форматов (+34 новых магазина в четвёртом квартале) в более чем 370 городах России. В течение 2023 г. компания открыла 62 магазина М.Видео в новом эффективном компактном формате и планирует его дальнейшее масштабирование в ключевых регионах. Согласно промежуточным итогам уже открытые магазины нового формата демонстрируют лучшие показатели по товарообороту, чем было изначально запланировано. В 2024 г. ожидается открытие не менее 100 магазинов М.Видео, преимущественно компактного формата.

Ключевые операционные итоги за 12 месяцев 2023 года

  • Общие продажи (GMV) Группы выросли на 11% до ₽540,4 млрд (с НДС).
  • Общие онлайн-продажи компании выросли на 18% до ₽386 млрд (с НДС), составив 71% от GMV Группы.

Увеличение GMV в июле-декабре более чем на 40%, рекордные показатели оборачиваемости товара, эффективный контроль расходов и инвестиций позволили обеспечить высокие финансовые показатели и снизить долговую нагрузку по сравнению не только с полугодовыми показателями, но и с уровнем конца 2022 г. В целом по 2023 г. в абсолютном значении ожидается получить более ₽21 млрд.

Факторы, повлиявшие на результаты за 4-й квартал 2023 года:

  • Рост общих продаж (GMV) Группы в четвёртом квартале составил 43% год к году на фоне сезонной покупательской активности, а также благодаря расширению ассортимента, инструментов и каналов продаж, открытию новых магазинов при одновременном продолжении восстановления спроса на бытовую технику и электронику.
  • В результате восстановления поставок и расширения ассортимента Группа существенно увеличила продажи товаров, пользующихся повышенным спросом в 4-м квартале в период «Чёрной пятницы» и предновогоднего высокого сезона. Общее количество SKU, представленных на онлайн-платформах Группы и в магазинах, выросло с начала года на 22% — до более чем 191 тыс. наименований. Во многих категориях М.Видео-Эльдорадо показала рост выше рынка. Так, продажи телевизоров с плоским экраном увеличились на 40%, планшетов — более чем на 60%, стиральных машин — на 35%, кухонной техники — на 45%. В 4 квартале продолжился рост продаж брендов из Китая, Турции, а также России, Беларуси и Узбекистана. При этом доля собственных импортных закупок стабилизировалась на целевом уровне ~30%, а доля уникального для рынка ассортимента, включая собственные торговые марки, бренды, линейки и товары, представленные только в М.Видео и Эльдорадо, достигла 18% от оборота.
  • В условиях изменения ландшафта представленных брендов, волатильности курсов и цен выросла роль магазинов и профессиональных консультаций при выборе товаров и совершении покупок, что позволило Группе эффективно реализовать преимущества омниканальной бизнес-модели. Порядка 90% всех заказов совершались с использованием инфраструктуры магазинов Группы.
  • В рамках развития собственного сервисного направления Группа расширила автопарк по модели операционного лизинга грузовиками российских производителей до более чем 200 машин. Штат сервисных специалистов превысил 600 человек.
  • Объем кредитных продаж Группы, характеризуемых в том числе более высоким средним чеком, в 4-м квартале вырос на 78%, увеличив долю в продажах на 3 п.п. до 16%. Все финансовые продукты, предлагаемые покупателям, Группа реализует через свою дочернюю компанию «Директ Кредит».
  • Также в рамках развития финтех-направления Группа включила Альфа-Банк в число банков-партнёров в POS-кредитовании, и продолжила развитие «М.Рассрочки» и сервиса оплат «Мои Финансы» в приложениях.
  • Динамика клиентской базы в 4-м квартале 2023 г. была в среднем на 7,4% лучше, чем за сопоставимый период предыдущего года. Рост количества новых клиентов по итогам года составил 14%, таким образом доля новых клиентов в портфеле группы составила 25%, что является большим вкладом в развитие дальнейших продаж. Также, Группа эффективно работала с общей клиентской базой, реактивировав в 4-м квартале на 24% больше неактивных клиентов (не осуществлявших покупки свыше 12 месяцев), чем в 2022 г. В целом по результатам 2023 г. рост этого сегмента составил 15%.
  • В 4-м квартале компания существенно изменила базовые правила программы лояльности с целью повышения эффективности этой программы. В рамках изменений клиенты получили возможность использовать свои бонусные рубли в течение 365 дней (ранее до 180), среднее начисление выросло с 3 до 4,5%, а максимально возможное списание бонусных рублей снизилось с 50 до 30%. Таким образом, компания уже в рамках 4-го квартала смогла увеличить средний чек более чем на 25%, сохранив при этом проникновение программы лояльности на уровне более 90%.

Ключевые события 4-го квартала 2023 г. и после отчетной даты:

  • Компания объявила о начале ребрендига — изменения в айдентике и фирменном стиле М.Видео призваны отразить качественные обновления в бизнес-модели, экспертизу ритейлера и новую платформу брендов. Так, в портфеле компании появилось новое направление «М.Мастер» — единый сервисный центр помощи клиенту, а также новые финансовые продукты, включая «М.Рассрочку», создаваемые на базе дочерней компании «Директ Кредит».
  • М.Видео-Эльдорадо продолжает развитие ассортимента и расширение пула партнёров в ключевых товарных категориях. Компания запустила продажи ноутбуков нового российского бренда OSiO, устройства которого собираются в Татарстане, в особой экономической зоне «Иннополис». Группа расширила сотрудничество с ведущим производителем бытовой техники Haier и начала продажи товаров нового для российского рынка бренда премиум-класса Casarte. Ритейлер также стал розничным партнёром нового бренда премиальных игровых девайсов Lunacy от популярного стримера Вячеслава Buster Леонтьева.
  • В рамках совершенствования сервиса «последней мили» компания запустила экспресс-доставку крупногабаритной техники из магазинов совместно с агрегаторами такси.
  • Развивая собственное финтех-направление, Группа повысила надёжность платёжной инфраструктуры и гарантировала безопасную работу сайта и приложения с платёжными картами, получив Международный сертификат безопасности данных платёжных карт PCI DSS (Payment Card Industry Data Security Standard) 4:0, который намерена подтверждать ежегодно.
  • Группа договорились о сотрудничестве в сфере утилизации электронных отходов c Российским экологическим оператором (РЭО), учреждённой Правительством РФ некоммерческой организацией.
  • Бренд М.Видео третий раз подряд стал лидером рейтинга омниканальности ритейлеров в сегменте электроники, составленного агентством Data Insight и ИТ-интегратором AWG.
  • М.Видео-Эльдорадо стала победителем премии Retail TECH 2023 c проектом «Умный чат-бот М.Видео Эм.Ви», проект «Дата-каталог M.Data как первая в ритейле платформа инвентаризации данных, созданная без использования вендорских и open-source решений» стал лауреатом в номинации «Big Data лидер».
  • М.Видео-Эльдорадо стала победителем премии ECOM Awards 2023 в, а также финалистом премии «Большой оборот-2023» в номинациях «Социальная ответственность» и «Гран-при» за оказание значительного влияния на отрасль и на общество.

Операционные показатели М.Видео-Эльдорадо за 4 квартал и 12 месяцев 2023 года

млрд руб. с НДС

4 кв ‘22

4 кв `23

Изм., %

12М `22

12М `23

Изм., %

GMV3

126,3

181,1

+43,3%

488,7

540,4

+10,6%

Общие онлайн-продажи4

85,3

132,5

+55,4%

326,8

386,0

+18,1%

Доля общих онлайн-продаж от GMV, %

67,5%

73,2%

+5,7пп

66,9%

71,4%

+4,6пп

Источник: на базе пресс-релиза компании М.Видео-Эльдорадо