Группа МТС огласила результаты своей работы за 2016 г.

Выручка Группы выросла в 2016 г. на 2,1% и составила 435,7 млрд руб. Эффект укрепления рубля привел к сокращению вклада в общие результаты выручки от деятельности зарубежных дочерних компаний.

Чистая прибыль Группы за год незначительно сократилась до 48,5 млрд руб. Постепенное укрепление рубля в течение года в сочетании с улучшением финансовых результатов дочерних и ассоциированных компаний, включая МТС Банк, компенсировало разовые убытки, в том числе от продажи UMS.

Капитальные затраты МТС в 2016 г. составили 83,6 млрд руб., что на 13,1% меньше, чем в 2015 г., и немного ниже прогнозируемых ранее 85,0 млрд руб. В конце 2016 г. МТС завершила программу развития оптико-волоконной сети и запустила сети с поддержкой LTE во всех регионах присутствия в России.

В 2016 г. компания дополнительно построила 6200 базовых станций LTE.

Общая выручка МТС в России выросла за год до 400,6 млрд руб. Незначительное снижение выручки от мобильного и фиксированного бизнесов компенсируется годовым ростом выручки от продаж товаров на 23%.

В мобильном сегменте выручка снизилась на 0,4% до 295,0 млрд руб. При этом в 4-м квартале 2016 г. относительно аналогичного периода 2015 г. компания зафиксировала рост в 0,3%. Абонентская база МТС в России увеличилась за год на 3,5%.

Проникновение мобильного Интернета достигло порядка 50%, при этом LTE-трафик в общем объеме трафика передачи данных в сети МТС в России вырос в 2016 г. до 26% по сравнению с 17% в 2015 г. благодаря активному развитию LTE-сети в каждом из 83 регионов России.

В фиксированном бизнесе выручка МТС незначительно снизилась — на 0,7% до 61,2 млрд руб. из-за снижения на 3,7% количества абонентов фиксированной телефонии. В то же время выручка от услуг фиксированного ШПД и платного ТВ в сегменте B2C продолжила расти. Доли рынка в Москве выросли как в сегменте домашнего ШПД (на 3 п.п. до 33%), так и в сегменте платного ТВ (на 4,6 пп до 29,6%).

Бизнес МТС на рынке системной интеграции, на который компания вышла с приобретением «Энвижн Групп», продемонстрировал в 2016 г. высокие показатели эффективности. Продажи ПО «Энвижн Групп» выросли в квартальном исчислении на 17,7%, что также повлияло на динамику общей выручки МТС.

Ключевые события МТС за отчетный период

— запущен новый сервис «Кошелек МТС Деньги», который обеспечивает доступ «в один клик» к финансовым сервисам МТС. Сервис объединяет все платежные инструменты — счет электронного кошелька МТС, лицевой счет абонента, банковские карты — для доступа к широкому спектру финансовых услуг МТС.

— Стартовал пилотный проект по применению технологий анализа Big Data для оптимизации монобрендовой розничной сети МТС.

— открыт Центр инноваций — подразделение, формирующее в компании новый подход к исследованию перспективных направлений развития бизнеса.

— приобретены у Группы компаний «СМАРТС» 100% акций регионального оператора связи АО «СМАРТС-Йошкар-Ола» с целью расширить присутствие в Республике Марий Эл и получить дополнительную полосу частот шириной 14,8 МГц в диапазоне 1800 МГЦ для развития сетей LTE.

— подписан меморандум о намерениях совместной разработки телеком-технологий нового поколения с компанией Samsung Electronics. В рамках стратегического партнерства компании будут развивать инновации для внедрения сети LTE-Advanced Pro, разработки стандартов и развертывания сети 5G в регионах России.

— заключено соглашение о партнерстве с компанией Huawei, предусматривающее поставки широкого ассортимента смартфонов и другой бытовой электроники для продажи через розничную сеть МТС.

— ликвидирован бизнес в УЗБЕКИСТАНЕ. МТС продала 50,01% акций телекоммуникационного оператора Universal Mobile Systems (UMS) Государственному унитарному предприятию «Центр радиосвязи, радиовещания и телевидения» Министерства развития информационных технологий и связи Республики Узбекистан.

— МТС вышла на рынок аренды башенной инфраструктуры и создала новое направление бизнеса для управления существующей инфраструктурой. Первоначально МТС предлагала к аренде более 5500 башен и антенных опорных конструкций в различных регионах России, впоследствии расширила программу, включив в нее большую часть своих башен и площадок для их размещения.