Lenovo Group представила результаты за второй квартал финансового года, завершившийся 30 сентября 2015 г. По его итогам выручка компании составила 12,2 млрд долл., что на 16% выше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (или на 23% без учета влияния валютных курсов). Потенциальный доход компании до налогообложения, который не включает расходы на реорганизацию бизнес-процессов во втором квартале в размере 599 млн долл., единовременные расходы, а также расходы, связанные с неденежными операциями по M&A-сделкам, составил 166 млн долл.: по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года этот показатель вырос на 16%. При этом убыток до налогообложения, заявленный компанией Lenovo в соответствии со стандартами финансовой отчетности, принятыми в Гонконге, составил 842 млн долл. Чистый убыток компании за второй квартал — 714 млн долл.
Убыток до налогообложения, рассчитанный в соответствии со стандартами финансовой отчетности, принятыми в Гонконге, был связан с реализацией программы по реорганизации, заявленной компанией в отчете за первый квартал, которая включает в себя мероприятия по оптимизации затрат по всем подразделениям, интеграции в структуру компании подразделения System X*, организационные изменения, связанные с включением в структуру подразделения по производству мобильных продуктов бренда Motorola*, а также расходы на ликвидацию складских запасов смартфонов в размере $324 млн долл.. Ожидается, что реализация данных инициатив повлечет за собой прогнозируемое снижение расходов примерно на 650 млн долл. во втором полугодии и на 1,35 млрд долл. – в расчете за год. Структура расходов компании Lenovo по всем ее подразделениям является сейчас одной из наиболее конкурентных на рынке электроники. Компания может позволить себе инвестировать в новые области и проводить агрессивную конкурентную политику.
Обзор по подразделениям
В подразделении по производству ПК, которое включает в себя производство ПК и планшетов под управлением операционной системы Windows, квартальный объем продаж компании составил 8,1 млрд долл., а доход до уплаты налогов — 406 млн долл., что на 17% ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года. Снижение показателей связано с валютными колебаниями, негативным образом сказавшимися на спросе на продукцию на рынках стран региона EMEA и Бразилии.
Вот уже 10 кварталов подряд компания сохраняет за собой лидерство на рынке ПК, и в этот раз доля компании на рынке достигла рекордных 21,2%. Таким образом, разрыв между Lenovo и компанией, занимающей второе место на рынке, увеличился. Доля Lenovo на мировом рынке потребительской электроники составила19,7%. Компания достигла рекордных показателей в регионах: в странах Северной Америки — с рыночной долей в 13,3%, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона — с рыночной долей в 19,3% и в странах Латинской Америки — с долей в 15,3% и с опережающим ростом по сравнению со среднерыночными показателями на 24, 19 и 15 пунктов соответственно. Цель компании — занять 30% глобального рынка ПК, сохранив при этом высокую рентабельность.
В подразделении по производству мобильных устройств, которое включает в себя продукты приобретенного подразделения Motorola, мобильные телефоны под брендом Lenovo, а также «умные» телевизоры и планшеты на базе ОС Android, квартальный объем продаж составил 2,7 млрд долл., что на 104% выше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и объясняется включением в показатели компании данных по объему продаж продуктов Motorola. Бренд внес свой вклад в результаты деятельности подразделения с объемом продаж в 1,4 млрд долл.
Во втором квартале компания провела ликвидацию складских запасов смартфонов и реорганизацию модельного ряда, а также представила новые конкурентоспособные продукты, среди которых ударопрочный DROID Turbo 2, Moto 360 и Vibe P1. Изменение цикла разработки мобильных устройств призваны гарантировать конкурентоспособность продуктов компании в каждом новом сезоне и в каждом квартале. Сейчас, по завершении программы реорганизации бизнес-процессов, руководство Lenovo полагает, что подразделение по производству мобильных продуктов сможет добиться поставленной цели и достичь положительной рентабельности в течение ближайших одного или двух кварталов.
В сегменте мобильных устройств объем продаж вырос на 11% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил 18,8 млн единиц. Такого результата компании удалось добиться благодаря стратегически важному решению сосредоточиться на продвижении своих продуктов за пределами Китая и последовавшему за этим росту объемов продаж за пределами Китая на 4,3%. В первом полугодии текущего финансового года на долю всех стран, за исключением Китая, пришлось 70% общего объема продаж, в то время как год назад их доля составляла всего лишь 19%. На ключевых для компании рынках развивающихся стран, а именно, в Индонезии, России, Индии и Бразилии, рост показателей Lenovo на рынке смартфонов превысил среднерыночные на 12, 175, 48 и 4 пункта соответственно.
В сегменте планшетов Lenovo по-прежнему демонстрировала опережающую динамику роста по сравнению со среднерыночными показателями — рост компании составил 1%, в то время как среднерыночные показатели упали на 12,6%. Таким образом, разрыв составил почти 14% в пользу Lenovo. Компания укрепила свои позиции третьего по объему продаж производителя планшетов: доля компании на мировом рынке составила 6,3%. Всего за второй квартал было продано 3,1 млн планшетов, при этом доля Lenovo выросла за счет уменьшения доли компаний, занимающих на рынке первое и второе места.
В подразделении по производству корпоративных продуктов, которое включает в себя серверы, системы хранения данных, программное обеспечение и услуги, реализуемые под брендами ThinkServer и System x, объем продаж составил 1,2 млрд долл., увеличившись в 5,5 раза по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, за счет добавления в этом году в показатели результатов продаж продуктов System x. Доля продуктов под брендом System x в общем объеме продаж составила примерно 900 млн долл. В целом последний квартал стал для подразделения знаковым и был впервые после приобретения подразделения System x* отмечен ростом выручки на сопоставимой основе в размере 2%. В течение четвертого полного квартала продаж продуктов System x подразделение по производству корпоративных продуктов Lenovo добилось положительного показателя операционного дохода до уплаты налогов.
Успешные сделки с гигантами китайского интернет-рынка – Alibaba, Tencent и Baidu, которые теперь используют гипермасштабируемые системы Lenovo, обеспечили успех компании в этом направлении. Благодаря новым проектам по сотрудничеству Lenovo с крупными игроками рынка, в том числе, с Nutanix, американским разработчиком ПО для построения гиперконвергентной инфраструктуры, а также с другими поставщиками технологий для ЦОДов (о чем компания официально объявит в скором времени), Lenovo сможет предложить технологические решения на порядок лучше, чем у конкурентов, усовершенствует модельный ряд своей продукции и оптимизирует структуру расходов. Руководство компании по-прежнему уверено в том, что в течение года после закрытия сделки по System x подразделение по производству корпоративных продуктов обеспечит объем продаж в 5 млрд долл. и хорошую рентабельность.
Обзор по регионам
Консолидированные продажи Lenovo в Китае во втором финансовом квартале упали на 12% по сравнению с предыдущим годом и составили 3,3 млрд долл. или 28% от общей выручки компании. При этом рентабельность операционной прибыли уменьшилась на 1,7 процентных пункта до 4,1%. Снижение показателей объясняется низкими результатами компании в сегменте мобильных устройств, связанными с чрезвычайно сильной конкуренцией на рынке, сокращением субсидий, предоставляемых операторам связи, и с постоянным ростом онлайн-торговли. В сегменте ПК рыночная позиция Lenovo и показатель рентабельности остались на прежнем уровне. В сегменте корпоративных продуктов наблюдался рост объема продаж, составивший, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, 213% и обеспеченный значительным увеличением объемов поставок продуктов бренда ThinkServer. Серверы ThinkServer стали лидерами в нескольких категориях на рынке гипермасштабируемых решений, что позволило компании усилить свои позиции лидера китайского рынка серверов на базе архитектуры x86.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе объем продаж Lenovo в первом квартале составил 2 млрд долл. или 16% от общей выручки компании. Доля компании на рынке ПК составила рекордные 19,3%, что на 3,2 п.п. выше, чем в аналогичном периоде годом ранее. Lenovo вновь удалось стать лидером рынка этого региона. Стоит отметить, что рост объема продаж продуктов Lenovo в Индии составил 99%, благодаря чему рыночная доля компании значительно выросла и достигла рекордного показателя в 27%. В сегменте корпоративных продуктов компания старается увеличить продажи продуктов и использует при этом весь свой накопленный опыт по развитию связей с торговыми партнёрами. Что касается мобильных продуктов, то здесь увеличение объема поставок смартфонов составило 135%, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, и было обеспечено ростом объема продаж на рынке Индии и расширением портфолио компании продуктами Moto.
Общий объем продаж Lenovo в регион EMEA сократился во втором финансовом квартале на 6% до 3,2 млрд долл. Причина тому — валютные колебания и слабый рынок ПК. На данный регион приходится 26% от общей выручки компании. Позиции компании на рынке ПК по-прежнему сильные и стабильные: Lenovo занимает второе место с рыночной долей в 19,9%, что на 0,6 п. п. выше по сравнению с прошлым годом. При этом компания вот уже седьмой квартал подряд остается лидером рынка ПК для домашнего пользования с долей в 21,5%. В сегменте мобильных продуктов наблюдался значительный рост объемов поставок — он составил по сравнению с аналогичным периодом годом ранее 101,8%, с учетом показателей продаж продуктов под брендом Motorola, и 176,7% — без их учета.
В странах Северной и Южной Америки во втором финансовом квартале объем продаж Lenovo с учетом включения в результаты деятельности компании двух приобретенных активов был равен примерно 3,7 млрд долл., что на 70% выше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Доля региона составила 30% от общей выручки Lenovo. Доля компании Lenovo на рынке ПК в странах Северной и Южной Америки выросла на 2,5%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составила по итогам завершившегося квартала 13,8%. Доля компании на рынках стран Северной и Латинской Америки составила 13,3 и 15,3% соответственно. В сегменте мобильных продуктов результаты были следующими: благодаря обновлению модельного ряда телефонов Motorola объем поставок смартфонов в странах Северной Америки вырос на 39%. Что касается корпоративных продуктов, то компания, подписавшая недавно ряд партнерских соглашений, приступает к активным действиям по освоению новых возможностей для роста и развития и готова предложить потребителям новые компьютерные технологии, которые коренным образом изменят взгляд на привычные решения в той области.
* Вплоть до 2-го квартала 2014/2015 финансового года компания Lenovo предоставляла информацию о результатах финансовой деятельности в разрезе продуктового ассортимента. Однако после приобретения брендов Motorola и System x, сделки по которым были закрыты в 3-м квартале 2014/2015 финансового года, было принято решение изменить структуру отчета, публикуя данные по подразделениям для более объективного и наглядного представления информации о результатах деятельности компании.