Выручка КРОКа снова упала

Корпоративный рынок

Рост около 60% показало направление систем хранения данных. КРОК расширил предложение по построению...

В 2014 г. общий объем бизнеса компании КРОК составил 26,382 млрд руб., что на 2,7% меньше аналогичного показателя прошлого года. В основном снижение выручки вызвано падением на 8% выручки от поставок оборудования и существенным падением выручки телекоммуникационного направления, в частности call-центров. В то же время отдельные направления компании выросли в разы: разработка ПО, интеграция приложений, строительство энергоцентров, внедрение портальных и мобильных решений, документооборот, оптимизация сетей. Особенно заметен рост компетенций пооптимизации хранения данных, облакам, автоматизации логистики и цепочек поставок, внедрению ERP от 1С, оптимизации сетей, 3D-моделированию, сервису вычислительных, телекоммуникационных, информационных и инженерных систем.

Стоит отметить, что выручка компании падает не первый год: так, в 2013 г. она снизилась на 19%, в 2012 г. также зафиксировано снижение.

В течение 2014 г. КРОК реализовал около 2050 проектов. Соотношение федеральных и региональных проектов в структуре выручки в процентном соотношении составило 60% к 40%. Штат КРОК наконец года — 2072 человека (в 2013-м — 2150 человек).

На 9,4% выросла выручка в отрасли транспорт и логистика. Самым масштабным проектом для этого сегмента стало создание ситуационно-аналитического центра для ОАО «Центральная Пригородная Пассажирская Компания» («Центральная ППК»).

Сегмент «разное» прирос на 45,3%, в основном за счет проектов в гостиничном бизнесе.

Незначительно возросли доли госсектора и телекома — на 0,4 и 0,3% соответственно. Доли сегментов промышленность и энергетика сохранили доли на уровне предшествующего года — 7,4 и 6,8% соответственно.

Наибольшее сокращение пришлось на финансовую отрасль, доля в структуре выручки компании упала на 3%, хотя выручка от половины из 124 банков, с которыми работает компания, за 2014 год выросла.

Более чем в 9 раз выросло направление разработки ПО. Программа импортозамещения усилила интерес заказчиков к открытому программному обеспечению (Open source). Для Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) города Москвы инженеры КРОК на основе Open source-решений построили ИТ-инфраструктуру, рассчитанную на десятки тысяч пользователей. Вдругом государственном ведомстве развернутое КРОК Open source-решение упростило процесс актуализации данных о сотрудниках, включая информацию об организационной структуре и ролях персонала.

В 8,5 раз увеличилась выручка по интеграции приложений. Рост обусловлен желанием заказчиков оптимизировать бизнес-процессы за счет интеграции обеспечивающих их ИТ-систем.

По итогам 2014 г. в 4 раза увеличилась выручка направления портальных и мобильных решений. Ключевой интерес заказчиков — оптимизация внутренних коммуникаций и повышение удобства взаимодействия с корпоративными системами с мобильных устройств.

В 3 раза выросло направление электронного документооборота. Для одного крупного государственного заказчика КРОК внедрил средства взаимодействия с информационными ресурсами Министерства финансов РФ и Федерального казначейства в части обмена аналитическими показателями через Государственную информационную систему «Управление» (ГАСУ), что улучшило обмен аналитическими показателями с федеральными органами исполнительной власти и увеличило производительность труда персонала.

В 2014 г. росли направления, позволяющие улучшить качество эксплуатации текущей ИТ-инфраструктуры, что обусловило рост сегмента систем управления ИТ-инфраструктурой на 71%.

В сложные экономические периоды растет спрос и на решения по информационной безопасности (ИБ). В 2014 г. направление ИБ выросло на 24%. Наиболее востребованы решения по защите от DDoS-атак, внутреннего и внешнего мошенничества, защита персональных данных. Также востребован консалтинг по приведению систем ИБ на соответствие требованиям регуляторов. Для компаний, работающих с персональными данными, КРОК первым среди российских системных интеграторов разработал облачную услугу по ИБ — «Центр Управления Безопасностью», которая позволяет заказчикам могут быстро выстроить контур информационной безопасности в соответствии с собственной моделью угроз. Среди проектов по защите от DDoS-атак ярким примером стала реализация круглосуточной защиты интернет-магазина «Эльдорадо». Решение позволяет ритейлеру не терять покупателей даже в самые «горячие» сезоны«..

Выручка по направлению промавтоматизации по итогам 2014 г. выросла на 22%. КРОК провел научно-исследовательскую работу (НИР) по разработке концепции автоматизированной системы мониторинга и диагностики оборудования подстанций для крупной электросетевой компании с возможностью планирования и проведения ремонтов оборудования подстанций по результатам оценки технического состояния оборудования. Также в компании сформировалась компетенция по автоматизации НИОКР на основе решений, представленных в единственном в России Центре 3D-решений ирешений по 3D-печати, открытом в КРОК в прошлом году.

На 4% увеличилась выручка сегмента бизнес-приложений. Направление бизнес-аналитики внутри этого сегмента выросло на 46%.

Значительно усилились компетенции КРОК по построению цепочек поставок, управлению транспортными потоками, продажами и маркетинговыми акциями. В фармацевтической отрасли КРОК реализовал проект по автоматизации процессов прогнозирования спроса, формирования заказов, оценки эффективности закупок, оптимизации транспортных потоков и распределения складских запасов для компании, поставляющей 19 тыся. своих контрагентов более чем 16000 товарных позиций. Некоторые заказчики КРОК перешли на аутсорсинговую модель потребления сервиса управления транспортной логистикой (TMS) из облака — производитель, владеющий 5 фабриками, 4 складами и 2 упаковочными производствами, ежедневно формирует в облачной TMS 5000 заявок на перевозки, осуществляемые 30 транспортными компаниями. Заказчик легко подключает к системе новых подрядчиков и логистов и при этом не думает о поддержке и развитии системы, а только управляет SLA облака по скорости.

Доля сегмента вычислительных систем в обороте КРОК выросла на 2%. На фоне падения продаж тяжелых серверов вырос интерес организаций к решениям, позволяющим и сократить расходы наоборудование, и обеспечить непрерывность бизнес-процессов, увеличить скорость и объем хранения и обработки данных.

Рост около 60% показало направление систем хранения данных. КРОК расширил предложение по построению катастрофоустойчивых решений и восстановлению данных и усилил свои компетенции по оптимизации хранения, дедупликации, резервному копированию и архивированию данных, а также применению flash-технологий. Применение flash-СХД от производителя Violin позволило Райффайзенбанку значительно увеличить скорость обработки данных, используя в 20 раз меньшее физического пространства, чем ранее, на традиционных технологиях хранения.

В 2014 г. КРОК первым среди российских провайдеров публичных облаков модернизировал ИТ и телеком-инфраструктуру своего облака с использованием технологий flash-СХД и высокоскоростного стандарта передачи данных InfiniBand, повысив производительность облачных сервисов КРОК в 20 раз относительно ближайших конкурентов. Среди новых SaaS КРОК — решения класса Service Desk, корпоративная почта с необходимым крупным и средним корпоративным заказчикам обеспечением защиты и резервирования данных, а также облачная система управления ключевыми показателями эффективности.

Рост выручки по направлению облачных услуг составил 50%. На треть приросло число новых клиентов облака, среди них и компания «Урбан консалтинг», провайдер услуг проектирования истроительства объектов по всей России, гибко наращивающая и сокращающая ИТ-инфраструктуру своих временных проектных офисов.

Рост около 20% продемонстрировало направление аутсорсинга ЦОД. Среди недавних проектов — внедрение и разработка катастрофоустойчивой ИТ-инфраструктуры для Росевробанка, созданной набазе основного и резервного центров обработки данных. Показателен и проект по переводу хранения персональных данных российских клиентов зарубежного Банка Интеза в дата-центр КРОК.

Сегмент телекоммуникационных решений упал в бизнесе КРОК на 34%, в первую очередь, за счет падения выручки по построению сетей передачи данных на 52%. В то же время задача поулучшению качества и срока эксплуатации текущей телеком-инфраструктуры способствовала росту направления оптимизации и контроля сети в 3 раза. Проекты этого направления особенно критичны для территориально-распределенных компаний, вынужденных оптимизировать наземные сети с низкой пропускной способностью или даже использовать спутниковые каналы связи с дорогой стоимостью трафика.

Серьезно выросли компетенции направления сервисного обслуживания телекоммуникационного оборудования. Новые услуги направления — аутсорсинг сетевой инфраструктуры территориально-распределенных компаний и применение облачных решений.

Выручка от создания инженерных систем по итогам 2014 г. выросла на 35%. Направление энергоцентров выросло в 5 раз. Среди недавних крупных проектов КРОК — создание системы бесперебойного и гарантийного электропитания для крупного государственного заказчика (оборонного предприятия) на основе системы дизельных динамических источников бесперебойного питания. Наибольшее количество проектов в рамках сегмента инженерных систем пришлось на решения по системам обеспечения безопасности. Например, на одном из предприятий холдинга ФосАгро КРОК установил систему промышленного видеонаблюдения для контроля над территориально-распределенным оборудованием и действиями персонала (или для предотвращения внештатных ситуаций).

Направление технической безопасности объектов, которое традиционно дополняет своими решениями каждый объект, который КРОК оснащает инженерными системами, в 2014 году получил возможность предлагать заказчикам создавать 3D-визуальные модели массово-посещаемых или технически опасных объектов для проведения обучения обслуживающего персонала и устранения внештатных ситуаций. Это стало возможно благодаря открытию уникального центра 3D-решений КРОК.