Компания МТС представила аналитический отчет о структуре продаж смартфонов и планшетов в своей розничной сети. Наиболее ярко выраженная тенденция - рост популярности бюджетных LTE-смартфонов, которые в 1-м квартале 2015 г. показали максимальную динамику продаж среди мобильных устройств. Это подтверждает тенденции 4-го квартала 2014 г., когда продажи бюджетных LTE-смартфонов выросли в 17,5 раза за год, впервые став лидерами по темпам роста продаж в собственной рознице МТС.
LTE-смартфоны в структуре продаж ритейла МТС
Основными факторами, которые оказали влияние на темпы роста продаж бюджетных LTE--смартфонов в Розничной сети МТС, стали:
• Расширение географии сетей «четвертого поколения» МТС в 2014 г. — к концу года 4G-сети были запущены в 76 регионах России, реализована возможность выходить в интернет на скорости до 100 Мбит/с;
• Сформировавшийся спрос на тяжелый мультимедийный контент: больше 40% трафика пользователей сегодня — потоковое видео и аудио, комфортное потребление которого обеспечивают высокоскоростные LTE сети;
• Сравнимые возможности для работы в LTE-сетях у недорогих устройств B брендов и флагманских смартфонов A-брендов — при сопоставимой скорости доступа смартфоны производителей «второго эшелона» стоят в разы дешевле.
«В течение 2014 года мы развивали операторскую розницу, делая акцент на увеличении количества недорогих интернет-гаджетов, которые позволяют МТС эффективно использовать новейшие сети передачи данных. В четвертом квартале мы увидели значительный рост спроса на LTE-смартфоны — их продажи в Розничной сети МТС увеличились в 4,2 раза за год, что значительно выше средних значений по стране. Такой результат стал следствием фокуса на недорогие функциональные устройства — средний чек на LTE смартфоны в ритейле МТС по итогам четвертого квартала — 16 400 рублей, почти на 60% ниже, чем у других ритейлеров. Акцент на доступные устройства вкупе с продажей пакетных тарифов, в которые вместе с голосовыми услугами включены пакеты интернет-трафика, позволил МТС ускорить процесс насыщения сотовых сетей интернет-гаджетами.
По итогам четвертого квартала уже 70% новых абонентов МТС подключали тарифы вместе с пакетами интернет-трафика, эта тенденция сохраняется и сегодня», — отметил генеральный директор Розничной сети МТС Арвидас Алутис. По итогам 4-го квартала 2014 г. продажи бюджетных LTE-смартфонов в рознице МТС выросли за год в 17,5 раз — почти каждый третий (31,2%) LTE-смартфон относится к бюджетной категории и стоит менее 10 тыс. руб. При этом к концу 2014 г. в рознице МТС сформировался спрос на ультрабюджетные LTE-гаджеты – 13,5% проданных в октябре-декабре смартфонов стоят дешевле 5 тыс. руб. Лидером по числу проданных в бюджетном сегменте устройств стал Alcatel с моделью One Touch POP2, которая и сегодня является самой доступной среди LTE-смартфонов в ритейле МТС. Цена Alcatel One Touch POP2 — 5 990 руб., сопоставима со стоимостью 3G-устройств.
Каждый второй купленный в рознице МТС в 4-м квартале 2014 г. LTE-смартфон был под брендом Sony или Samsung. Для японской Sony именно LTE-гаджеты стали ключевым драйвером роста продаж в ритейле МТС: по итогам 4-го квартала 2014 г. Sony в сегменте 4G-смартфонов заняла долю 28,8% в рублях и 29,5% в штуках. При этом в годовом выражении динамика оказалась лучше у Samsung, который в 2014 г. расширил ассортимент LTE-смартфонов и зафиксировал их стоимость на фоне общего подорожания. Покупатели оценили такую политику корейского вендора — продажи 4G-смартфонов Samsung в рознице МТС за год увеличились в 17 раз, доля корейского бренда в сегменте 4G-смартфонов по итогам отчетного периода составила 20,4% в штуках и 23,1% в рублях.
Динамика спроса на смартфоны в конце 2014 года
В целом проникновение «умных телефонов» в продажах ритейла МТС в 4-м квартале 2014 г. составило 65%. Темп роста выручки от продаж смартфонов в годовом выражении — 16%, в штуках продажи увеличились на 1,5%. Опережающий рост выручки прежде всего вызван повышенным спросом на более дорогие по сравнению с обычными смартфонами LTE-устройства.
Основной объем продаж в ритейле МТС в штуках в 4-м квартале 2014 г. обеспечили Android-смартфоны стоимостью до 5 тыс. руб. — в октябре-декабре таких оказалось больше половины от всех проданных «умных телефонов». Спрос на недорогие устройства в рознице МТС остается стабильно высоким и отражает потребность пользователей в простых и функциональных смартфонах, которые могут стать первым устройством для работы в интернете или заменить устаревшие гаджеты.
В 4-м квартале 2014 г. клиенты МТС также активно покупали флагманские и премиальные модели смартфонов — доля устройств стоимостью свыше 15 тыс. руб. в отчетный период выросла до 9,3% или почти вдвое в квартальном выражении — с 4,9% по итогам третьего квартала (минимальный показатель за последние пять лет). Доля таких смартфонов в выручке операторского ритейла также значительно возросла — до 31,9%, что является максимальным показателем за последние два года и на 13,2 п.п. больше, чем в 3-м квартале 2014 г. Рост популярности премиальных смартфонов в отчетный период связан с тем, что потребители ускорили процесс обновления гаджетов, стремясь купить смартфон до индексации цен, которая в основном происходила в декабре.
Продажи планшетов в ритейле МТС
Клиенты МТС в октябре-декабре 2014 г. стали активно приобретать устройства с большим экраном — значительно вырос спрос на планшеты с диагональю от 8 до 10 дюймов. Такие перемены отражают желание пользователей активнее потреблять мультимедийный контент, а также процесс замещения планшетами ноутбуков.
Если раньше в сегменте планшетов лидерами по объему продаж были исключительно устройства B-брендов, то в четвертом квартале к ним впервые присоединился A-бренд Asus с линейкой устройств FonePad. Повышенный спрос на планшеты с большим экраном привел к росту среднего чека до 5 060 руб. в 4-м квартале 2014 г. с 3 880 руб. в предыдущий отчетный период.
В сегменте B-брендов основной спрос пришелся на устройства вендоров Oysters, Irbis и Supra (суммарно 74,6% продаж планшетов в штуках в рознице МТС по итогам четвертого квартала). Наличие доступных моделей обеспечило МТС трехзначные темпы роста продаж планшетов (262% по итогам октября-декабря). Клиенты шли покупать планшеты в операторскую розницу, ориентируясь на понятные предложения — устройства по минимальной цене и гаджеты известных брендов с большим экраном.
Развитие операторской розницы
Количество салонов розничной сети МТС к концу 2014 г. достигло 4 245, из которых 1 326 — франчайзинговые. Фокус в развитии розницы был сделан на увеличении числа экспертных офисов, специализирующихся на обслуживании клиентов, росте числа салонов с высокой долей data-устройств, а также построении мультиканальной модели продаж совместно с интернет-ритейлом МТС и партнерами.