МТС предоставил аналитический отчет розничной сети МТС за 2-й квартал 2014 г. В этом квартале Розничная сеть МТС значительно опередила рынок по темпам роста продаж планшетов: продажи этих устройств в операторском ритейле выросли в четыре раза за год, в то время как в целом рынок вырос всего на 27%. По сравнению с 1-м кварталом 2014 г. количество проданных планшетов в рознице МТС удвоились, а рынок за аналогичный период показал отрицательную динамику, сократившись на 8,6%.

Основным драйвером роста продаж планшетов в операторской рознице стали ультрабюджетные устройства. В результате исключительного спроса на эту категорию планшетов (до 3 тыс. руб.) по итогам апреля-июня 2014 г. продажи увеличились в 20 раз за год, а в сегменте до 5 тыс. руб. было продано в 12 раз больше планшетов, чем во 2-м квартале 2013 г.

Во втором квартале сложилась уникальная для рынка ситуация — в ритейле МТС средняя цена планшетов (5142 руб.) оказалась на 37% ниже средней стоимости смартфонов (7081 руб.). Таким образом, цена стала для российских покупателей главным критерием при выборе планшета.

Самым продаваемым брендом планшетов по итогам второго квартала оказалась Digma, доля которой в структуре продаж планшетов в Розничной сети МТС достигла 31%. Спрос на устройства Digma по итогам второго квартала в годовом исчислении вырос в 7,4 раза. Планшеты Digma в салонах МТС во втором квартале можно было приобрести за 2990 руб., что втрое меньше, чем средняя цена планшета на российском рынке (8950 руб.).

Розница МТС увеличила продажи устройств A-брендов, в то время как в целом на рынке они упали. Компания Samsung в годовом выражении увеличила продажи планшетов в ритейле МТС в 2,2 раза, заняв долю в 17%. Apple по итогам второго квартала продала в рознице МТС на 56% больше гаджетов, чем годом ранее, однако в абсолютных цифрах продажи iPad были невелики и составили 3% от общего числа проданных планшетов. Позитивная динамика Samsung связана с возможностью при покупке планшета получить на счет в виде бонусов до 300 руб., которые можно использовать для оплаты услуг связи МТС — звонков, SMS, мобильного Интернета.

По динамике продаж смартфонов розница МТС четвертый квартал подряд опережает рынок — в апреле-июне в МТС годовые темпы роста продаж смартфонов были на 12% выше, чем у российского ритейла в целом.

Сегмент смартфонов в ритейле МТС во 2-м квартале 2014 г. в натуральном выражении увеличился на 52% за год. Во втором квартале смартфоны заняли 60% в структуре продаж мобильных устройств в ритейле МТС в количественном выражении, что на 22 п.п. выше, чем год назад. В деньгах доля смартфонов во 2-м квартале составила 86%, увеличившись за год на 13 п.п. Средний чек на смартфоны составил 7081 руб., сократившись на 15% по сравнению со 2-м кварталом 2013 г. Доля смартфонов МТС в продажах собственной розницы составила 14%. В сравнении с 1-м кварталом 2014 г. спрос на смартфоны в Розничной сети МТС в апреле-июне уменьшился на 9% из-за общего снижения потребительской активности.

Наибольшим спросом пользуются доступные модели — устройств стоимостью до 5 тыс. руб. было продано в два раза больше, чем в апреле-июне 2013 г. Также во 2-м кв. 2014 г. ритейл МТС активно привлекал клиентов, которые интересовались флагманскими моделями A-брендов прошлых лет. В ценовом сегменте от 10 до 15 тыс. руб. продажи устройств в рознице МТС опередили рынок сразу на 65,2 п.п., увеличившись на 81% в годовом исчислении в сравнении со 2-м кв. 2013 г. Клиенты целенаправленно шли за дорогими смартфонами в розничную сеть МТС, покупая их в рассрочку и получая дополнительные преимущества в виде бесплатного мобильного Интернета или бонусов для оплаты услуг связи.

Продажи смартфонов Apple в рознице МТС за год выросли более чем в 300 раз и по итогам второго квартала «яблочный» бренд занял 7% в общем количестве проданных смартфонов. Решение Apple отказаться продавать iPhone только по прямым контрактам позволило расширить географию продаж бренда и за счет привлечения новых дилеров — только через Розничную сеть МТС Apple был представлен в почти 4 000 салонах в тысяче городов России. В итоге Apple закончила второй квартал с ростом продаж в штуках на 43,9% в сравнении с аналогичным периодом 2013 г.

Во втором квартале продажи смартфонов с поддержкой LTE в ритейле МТС за год выросли в 3,5 раза в годовом исчислении. LTE-устройства в этом квартале принесли Розничной сети МТС четверть выручки от реализации смартфонов. В премиум-сегменте, где представлены смартфоны дороже 15 тыс. руб., по итогам отчетного периода все ТОП-3 устройства поддерживали работу в сети 4G.

Самым популярным брендом смартфонов во втором квартале в ритейле МТС стал Nokia, продажи устройств которого составили 24% от общего числа «умных» телефонов, увеличившись на 7 п.п. в сравнении с первым кварталом. Вторым по популярности брендом стал Samsung, на долю которого пришлось 15% всех проданных смартфонов, при этом в квартальном выражении в сравнении c январем-мартом 2014 г. корейский производитель потерял 6 п.п. Замкнули ТОП-3 брендов смартфоны МТС, на долю которых пришлось 14% продаж.