В 2013 г. объем бизнеса компании КРОК составил 27,095 млрд руб., что на 19,7% меньше выручки предшествующего года. Итоговый результат сформировали общерыночное снижение доли поставок оборудования и лицензий, а также рост спроса на направления облачных технологий, бизнес-аналитики, управления логистикой, промышленных и инженерных решений, медиасистем и передачи данных, ИТ-аутсорсинга. В структуре бизнеса компании стало на 5,5% больше ИТ-услуг, на них сейчас приходится почти 60% выручки. Помимо традиционных направлений КРОК активно развивал новые области — облачные сервисы, 3D, робототехнику, решения для умных городов и спортивных объектов.

В течение года КРОК реализовал около 2050 проектов, из них 200 — крупных, с бюджетом более 1 млн долл. В числе заказчиков — около 900 финансово-кредитных учреждений, розничных торговых сетей, телекоммуникационных компаний, государственных организаций, транспортно-логистических компаний, предприятий энергетики и промышленности. Штат КРОК составил 2150 человек, обладающих 4400 профессиональными сертификатами, что почти на 860 сертификатов больше прошлогоднего показателя. 

Направление вычислительных систем в 2013 г. составило 27,8% от выручки компании (в 2012 г. — 33,5%). Организации продолжали инвестировать в создание непрерывного контура своих бизнесов, в резервирование и надежное хранение данных с гарантированным доступом к ним. Направление аутсорсинга ЦОД выросло более чем в полтора раза (58,5%). Кроме того, КРОК сертифицировал ЦОД Компрессор по Tier III Facility и стал первым и пока единственным российским системным интегратором, сертифицировавшим свой ЦОД по столь высокому уровню отказоустойчивости. Мощности трех дата-центров КРОК арендовали крупные российские банки, ритейловые сети, страховые компании, государственные структуры и другие организации. А для АО «Объединенная авиастроительная корпорация» компания создала первый в своей практике мобильный ЦОД. Подобных проектов в России сегодня не более десятка.

Выручка от облачных услуг за год увеличилась почти в четыре раза. Например, для компании «Мон’дэлис Русь» (ранее ООО «Крафт Фудс Рус») в «облаке» КРОК была развернута система мониторинга сети, охватывающей несколько десятков городов. Это на 60% снизило затраты на управление сетевой инфраструктурой, значительно уменьшились потери бизнеса от простоя каналов связи. Инфраструктура стартапа «УК Таврос» всего за пять дней была переведена в Виртуальный дата-центр КРОК.

Компания остается самым титулованным российским поставщиком облачных услуг. В 2013 г. КРОК первым в России стал сертифицированным поставщиком облачных услуг Red Hat, получил статусы EMC Cloud Builder Practice и HP Cloud Center of Excellence, специализацию Cisco Master Cloud Builder в дополнение к полученным ранее статусам Золотого партнера в области управления и виртуализации Microsoft, Консультанта по облачным решениям Citrix, Enterprise сервис-провайдера VMware (с номинацией vCloud Powered), Oracle Business Process Outsourcing Provider и EMC Service Provider. Среди новых SaaS-решений КРОК — Contact-center as a service (CCaaS). Пилотный проект на 100 операторов для крупной телеком-компании показал значительное снижение затрат относительно стоимости владения собственным контакт-центром.

В числе новых SaaS-услуг сервис BI из «облака», комплексный пакет по аутсорсингу систем ИБ (SecaaS) и наиболее полное на рынке предложение по резервированию данных (DRaaS).

За год на 26,7% выросло направление бизнес-аналитики. Крупные компании продолжают решать задачи повышения эффективности и управляемости бизнеса, оптимизации бизнес-процессов. Среди показательных проектов КРОК — реорганизация и создание единой системы консолидированной отчетности четырех филиалов крупного авиационного холдинга с общей численностью штата более 26000 человек. В 2013 г. были реализованы первые проекты в области Big Data, объем этого направления уже достиг 1% в выручке КРОК.

Сегмент управления логистическими цепочками, продажами и маркетинговыми акциями вырос на 65,8%. В 2013 г. российские ритейлеры и производители продолжили решать проблемы повышения управляемости перевозок и продаж. В частности, в крупной торговой сети была внедрена транспортно-логистическая система управления ОТМ, создано единое информационное поле для 400 поставщиков и 50 партнерских транспортных компаний.

На 36,4% выросло направление промышленных решений. В электроэнергетике и нефтегазовой отрасли по-прежнему актуальны интеллектуальные системы учета электроэнергии (в том числе и за счет необходимости модернизации устаревших систем), инструменты автоматизированного управления технологическим процессом (АСУТП), техническим обслуживанием и ремонтами, материально-техническим обеспечением.

Телекоммуникационное направление увеличило долю в бизнесе компании: в прошлом году на него пришлось более 20% (18% по итогам 2012 г.). В числе проектов — внедрение в call-центре ОТП Банка системы автоматического исходящего обзвона, благодаря которой на 15–20% вырос возврат просроченной задолженности по кредитам.

Прирост в 17% показал сегмент передачи данных. При этом внутри сегмента отдельно было выделено направление оптимизации и контроля сети, которое сразу же показало рост более чем в два раза по сравнению с объемами 2012 г.

Сегмент интеллектуальных медиасистем вырос более чем в 1,5 раза (на 55%). Этот класс решений применяется для повышения эффективности использования гостиничных площадей, уровня проводимых мероприятий, улучшения качества коммуникаций, информирования и навигации в местах массового скопления людей, а также в качестве маркетинговых и HR-инструментов.

Знаковым проектом в области инфраструктурных программных решений (направление сохранило свою долю в выручке компании на уровне 17%) стало участие в построении Единой медицинской информационной системы Москвы. Была развернута программная ИТ-инфраструктура на более чем 500 медучреждений, внедрен ряд медицинских сервисов, произведено первичное наполнение системы данными и обучение 18 000 медицинских работников.

Выручка по направлению безопасности за 2013 г. осталась примерно на уровне 2012 г. (+ 2,6%). КРОК продолжал наращивать компетенции в области сетевой и физической безопасности, технологий DLP (предотвращение утечек информации на основе контентного анализа), IRM (разграничение прав доступа к данным), antifraud (выявление подозрительных/мошеннических транзакций), предотвращения DDoS-атак, оказывал консалтинг в области информационной безопасности, в том числе и на соответствие ФЗ «О национальной платежной системе».

Направление инженерных систем за год выросло на 32%. При этом доля сегмента в бизнесе компании также увеличилась (6,2% относительно 5% в 2012 г.). Так, в связи с реализацией инженерной инфраструктуры на объектах, построенных к Олимпиаде в Сочи, и строящихся в рамках Федеральной целевой программы Минспорта. Компания участвовала в оснащении инженерными системами нижней олимпийской деревни, обустройстве мультимедийными решениями трех отелей комплекса «Роза Хутор» и аэровокзала в Сочи, проектировании инженерной инфраструктуры для строящегося стадиона ЦСКА.

По итогам года на долю направления техподдержки и ИТ-аутсорсинга пришлось 18,4% в бизнесе КРОК (18% в 2012 г.). Более чем на 20% увеличились выручка от сервиса инженерных систем и от аутсорсинга техподдержки приложений, небольшой количественный прирост показал и сервис телекомоборудования.

В 2013 г. по-прежнему активно развивалось взаимодействие с вендорами. За год было заключено около 40 соглашений о партнерстве с новыми вендорами, среди них мировые лидеры в области визуальных решений (Christie Digital), 3D-технологий (EON Reality), корпоративных социальных сетей (Jive), решений для осуществления компьютерно-технических экспертиз и противодействия киберпреступности (AccessData) и др. Получено более 20 наград от партнеров.

Также год прошел под знаком открытия в КРОК центров компетенций — в стране появились первые центры решений HP и Hitachi. Компания продолжает этот тренд и в 2014 г. и готовится также к тому, что в 2014 г. ИТ-аутсорсинг станет еще актуальнее.