Canalys объявила предварительные итоги мирового рынка смартфонов в III кв. 2021 г. И они не утешительные: если в первом квартале рынок демонстрировал почти 30%-й прирост в количественном выражении год к году, во II кв. — всё ещё значительный — 11%, то с июля по сентябрь 2021 г. поставки смартфонов в глобальном масштабе уже снизились год к году — на целых 6% относительно III кв. 2020 г.

Основной причиной сокращения отгрузок аналитики называют острую нехватку необходимых для сборки смартфонов ключевых компонентов, и прежде всего — полупроводниковых микросхем. Данные по поставкам смартфонов в денежном выражении в открытой части отчёта традиционно не приводятся, однако эксперты отмечают, что изготовители СБИС последовательно взвинчивают цену на свою продукцию. Причем делается это даже не столько в попытке урвать сверхприбыли на фоне дефицита, сколько ради упорядочения очереди заказов и появления возможности гарантировать (тем, кто готов платить больше) доставку хотя бы ограниченный партий чипов в более или менее разумные сроки.

Учитывая, что дефицит микросхем не ослабнет до середины 2022 г., и что расценки на морские контейнерные перевозки по-прежнему в пять с лишним раз превосходят докризисный уровень, совершенно логично стремление поставщиков смартфонов активнее продвигать более дорогие модели, поскольку именно их продажи обеспечат (с учётом ограниченного ресурса компонентов) наибольшую прибыль.

Однако это стремление входит в противоречие с ожиданиями рынка: близятся традиционные дни распродаж — «День одиноких» (11.11) в КНР и Южной Корее, «Чёрная пятница» в США и Европе, а там и до католического Рождества недалеко, так что многие покупатели рассчитывали приобрести приглянувшийся смартфон именно в этот период по гораздо более доступной цене.

Аналитики считают, что вендоры смартфонов в этом году окажутся более скупыми на скидки и предпочтут радикальному снижению отпускной цены предложение за почти что прежнюю сумму более продвинутого продукта. Иными словами, будут сопровождать распродажный смартфон бесплатными «комплиментами» вроде беспроводных наушников, пауэрбэнков, фитнес-браслетов и прочих ИТ-товаров, дефицита которых (пока) не наблюдается.

Что же до расстановки сил в лидирующей пятёрке смартфонных вендоров, то здесь произошли не большие, но вполне предсказуемые изменения. Xiaomi — с учётом  — уступила завоёванное во II кв. «серебро»  Apple. При этом рыночные доли Samsung, Vivo и Oppo остались практически прежними ( см рисунок).

Рыночные доли ведущих вендоров на мировом рынке смартфонов в III кв. 2020 и 2021 гг.

Источник: Canalys, октябрь 2021 г., предварительная оценка