Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследования ряда сегментов российского рынка информационных технологий в I полугодии 2010 г.

Компьютеры

Общий объем рынка компьютеров (настольные и мобильные ПК) в первом полугодии 2010 г. составил 3765 тыс. шт. При этом на настольные ПК с учетом «самосбора» приходится чуть менее половины продаж в натуральном выражении — впервые в России мобильный сегмент обогнал настольный. В мобильном секторе примерно 21% продаж пришелся на нетбуки.

По сравнению с первым полугодием 2009 г. — периодом наиболее острой фазы кризиса — десктопы выросли на 16%, а ноутбуки вместе с нетбуками — почти на 55%.

На рынке стало заметно присутствие новых технологических категорий — это компьютеры в формате All-in-one (AIO) и неттопы. В целом по рынку доля этих подсегментов пока невелика (в сумме менее 5%), но если брать продажи только зарубежных брендов, то здесь доля AIO уже превышает 10%, по неттопам — чуть ниже.

По объемам поставок в новых подсегментах рынка компьютеров (AIO и неттопы) безоговорочно лидирует Acer. Компания также лидирует по общему объему продаж всех типов ПК (настольных и мобильных).

Мониторы

В течение первого полугодия 2010 г. было продано почти 2,2 млн мониторов, что на 13.3% лучше прошлогодних результатов. Это достаточно скромный показатель, и связано это с тем, что на протяжении полугодия на рынке мониторов хватало различных проблем, в результате которых в начале года продажи в годовом исчислении снижались даже по сравнению с кризисным 2009 г. Однако к лету ситуация несколько выправилась, и уже во II квартале темпы роста составляли 29% в натуральном исчислении и 47% — в денежном. Опережающий рост денежных показателей объясняется повышением средней стоимости мониторов (в 2009 г. их часто распродавали по любой цене, лишь бы продать).

Восстановление рынка мониторов закономерно привело к увеличению интенсивности конкуренции. На ведущую тройку по итогам полугодия приходилось уже «всего» 73% (например, в июне 2009 г. она контролировала 82% рынка). Состав тройки лидеров* — Acer, LG и Samsung — не изменился.

Мультимедийные проекторы

По итогам первого полугодия было продано 45,8 тыс. мультимедийных видеопроекторов, что на 65% больше, чем в первой половине 2009 г. В деньгах рынок вырос на 59%. Небольшое различие в темпах роста штучных и денежных показателей в основном связано с перманентным процессом ценовой эрозии в данном продуктовом сегменте.

Рынок проекторов показал себя довольно сильным, в первую очередь за счет серьезного восстановления спроса на рынке B2B. Наблюдается тенденция к быстрому достижению докризисных уровней продаж (возможно, здесь это произойдет даже раньше, чем в других сегментах).

По итогам полугодия лидером данного рынка стала компания Epson, кроме нее в первую тройку традиционно входят* Acer и BenQ. Стоит отметить и компании NEC и Sanyo, также традиционно показывающие значительные объемы продаж. При этом консолидация рынка несколько выросла: характеризующий ее индекс Герфиндаля за год повысился с 0,13 до 0,144, что показывает рост доли лидеров и снижение интенсивности конкурентной борьбы (рынок становится более зрелым).

Информационные панели

В первом полугодии было продано 4,1 тыс. информационных панелей, что на 112%(!) лучше первого полугодия 2009 г. Данный рынок восстанавливается почти так же быстро, как рушился в прошлом году вследствие своей 100%-ной корпоративной ориентированности.

В I квартале 2010 г. отмечалось падение доли 50—54-дюйм аппаратов и рост доли 40–42 и 46-дюйм панелей, что расценивалось как дополнительный индикатор выздоровления рынка. Дело в том, что именно рост доли мейнстрим-решений означает, что начали оживать «массовые» заказчики, способные обеспечить «вал». Однако во втором квартале данная тенденция не была подвержена. Видимо, в связи с малостью рынка какие-то выраженные и стабильные структурные тенденции пока на нем не приживаются.

Наблюдается определенное технологическое «расщепление»: в то время как у ЖК-панелей доминирует 42-й дюйм, в плазме — 50-ый. Фактически повторяется ситуация с телевизионным рынком, где большие диагонали за счет ценового фактора традиционно приходятся на плазму.

Принтеры и настольные МФУ

Общий объем продаж принтеров и настольных многофункциональных устройств в первом полугодии 2010 г. составил 1,57 млн шт. Денежный объем рынка превысил 340 млн долл.. Оба показателя продемонстрировали хорошую положительную динамику, особенно в деньгах. Разница в динамике натурального и денежного показателей объясняется главным образом структурными изменениями рынка — общим смещением спроса в пользу МФУ, а также ростом доли высокопроизводительных принтеров и МФУ в лазерном сегменте. Процесс замещения принтеров на МФУ, существенно замедлившийся в прошлом году, в первом квартале возобновился. По темпам роста продаж МФУ опережали принтеры больше чем в полтора раза, причем особенно заметной разница в динамике была в лазерном сегменте. Во втором квартале по количеству проданных устройств лазерные МФУ почти сравнялись с принтерами. В струйном сегменте доля МФУ в первом полугодии составила 70% (в штуках).

Сканеры

В целом за первое полугодие объем рынка планшетных сканеров в натуральном выражении оказался почти таким же, как и год назад — 106 тыс. шт., а в денежном выражении он превысил 13 млн долл. (рост на 8%). При этом динамика продаж во втором квартале была заметно лучше, чем в первом.

Основными поставщиками планшетных сканеров были компании* Canon, Epson и Hewlett-Packard, на долю которых пришлось свыше 90% всех проданных устройств.

В сегменте документ-сканеров, меньше пострадавшем от кризиса, чем другие категории устройств hardcopy, объем продаж в первом полугодии возрос на 67%, а в деньгах объем рынка превысил 15 млн долл. Так же, как и в сегменте планшетников, динамика показателей второго квартала была выше — объемы продаж в штуках и деньгах удвоились по сравнению с прошлогодними. Больше всего продаж документ-сканеров в первом полугодии пришлось на продукты компаний* Epson, Fujitsu и Hewlett-Packard.

Расходные материалы

Объем продаж оригинальных картриджей для принтеров и настольных МФУ составил 8,1 млн шт. в натуральном выражении и 407 млн долл. — в денежном. По сравнению с аналогичным периодом рынок в денежном выражении остался на уровне 2009 г., но в натуральном исчислении уменьшился на 3%.

Совместимых картриджей для струйных принтеров Canon и Epson за первую половину 2010 г. было продано 1,4 млн шт. на сумму 6,8 млн долл. Данный сегмент рынка показал падение почти на треть. Скорее всего, данное уменьшение связано с тем, что бюджетные пользователи совместимых картриджей активнее переориентируются на еще более доступную перезаправку.

Фотобумага

Объем продаж фотобумаги для струйной печати офисных форматов от 10×15 до A2 составил 1,6 млн шт. в натуральном выражении (количество пачек) и 10,95 млн долл. — в денежном. Суммарная площадь проданной фотобумаги составила почти 4 млн кв. м.

Наиболее популярны следующие типы продукции: в формате 10×15 — с глянцевым покрытием, в формате A4 — как с глянцевым, так и матовым типами покрытия, на продажи которых за первое полугодие суммарно пришлось около 71% рынка.

Пять крупнейших игроков — Lomond, Epson, HP, Privision и ProfiLine — контролировали 87% продаж.

ИБП

Всего в течение первой половины 2010 г. было продано 785 тыс. источников бесперебойного питания, что означает 31%-ный рост в годовом исчислении. В деньгах рынок чуть-чуть недотянул до 150 млн долл.

В течение полугодия рост продаж шел по нарастающей, в частности, во втором квартале было продано на 37% устройств больше, чем в аналогичном квартале 2009 г. В денежном выражении рост во втором квартале был еще более значительным — +50%, что было связано с активизацией тендеров, и как следствие — с резким ростом продаж более дорогих on-line-решений.

Очевидно, что в корпоративном сегменте накопился и начал реализовываться значительный отложенный спрос на инфраструктурные решения, в то время как рынок массовых рабочих мест, где потребляется легкое оборудование, пока хотя и не стагнирует, но и не показывает подобных темпов роста.

В первую пятерку вендоров входят* APC, Eaton, Emerson Liebert, Ippon и Powercom. На долю этих пяти компаний в сумме пришлось 89% рынка в деньгах. Интересно отметить, что годом ранее на лидирующую группу приходилось на 5% больше, и указанное падение означает нарастание интенсивности конкуренции на рынке ИБП.

* Перечисление компаний дается в алфавитном порядке.

Полностью итоговые оценки ITResearch показателей различных сегментов российского ИТ-рынка в 2009 г. опубликованы в журнале «Бестселлеры IT-рынка, №3 2010».