Осенью 2009 г. компания ITResearch провела исследование среди предприятий из сферы малого и среднего бизнеса (СМБ) на тему «Потребительская политика корпоративных пользователей серверов» . На выборке компаний, принадлежащих 15 различным отраслям экономики, было детально исследовано текущее состояние инсталлированной базы серверов, ближайшие планы по обновлению парка, принципы и методы которыми руководствуются компании при выборе серверного оборудования.
Как показали результаты опроса, 33% компаний имеют серверы, собранные собственными ИТ-службами (естественно, компании могут при этом параллельно использовать продукцию различных производителей). Понятно, что в некоторых случаях под серверами респонденты понимали фактически обычные рабочие станции, исполняющие те или иные некритичные серверные задачи. Однако большая часть компаний использует и вполне серьезные решения “собственного производства”, чаще всего собранные на серверных платформах Intel или SuperMicro.
Конечно, частота применения самосборных решений различается в компаниях разного размера. И если среди компаний с общим числом компьютеризированных рабочих мест до 20 частота использования самосбора соизмерима с включениями продукции зарубежных брендов, то среди компаний с парком ПК от 500 и выше доля таких случаев гораздо ниже. Но для компаний такого уровня этот фактор весьма существенный. И конечно, использование самосбора у региональных фирм повыше, чем в Москве, хотя и не настолько, как принято полагать.
В общем можно заключить, что практика самостоятельной сборки серверов ИТ-службами различных организаций так или иначе развита практически во всех сегментах рынка, и уж точно не является уникальным атрибутом небольших частных фирм из удаленных регионов.
Также принято считать, что главным аргументом выбора самосборного решения является цена, очевидно, более низкая в сравнении с продуктами именитых компаний. Однако, анализ значимости различных факторов, которыми компании из сферы СМБ руководствуются при выборе серверного оборудования, показал, что цена является лишь пятым по значимости критерием. Причем влиятельность ценового аргумента оказывается сильнее как раз для заказчиков большего размера, а вовсе не малого предпринимательства. Это объясняется тем, что для крупных заказчиков речь чаще идет о закупке большого количества серверов, добавляемых в уже сложившуюся ИТ-инфраструктуру. И потому роль закупочной цены одного юнита здесь возрастает.
Однако, в кризисных условиях логично предположить, что стоимостной фактор как раз кардинально увеличивает свою значимость, что становится дополнительным стимулом для распространения самосборного подхода.
Подробнее об особенностях товарного предложения на массовом рынке серверов см. «Спрос на самосбор по-прежнему есть», «Бестселлеры IT-рынка», № 4 2009 .