По данным компании ITResearch всего в 2008 г. на рынке устройств печати было продано 2,31 млн принтеров (падение за год 20%) и 2,44 млн настольных МФУ (рост 2,8%).

Ухудшение экономической ситуации почти в одинаковой степени повлияло на основные технологические сегменты рынка печатающих устройств. Так, если в первом полугодии по темпам количественного роста продажи струйных принтеров и МФУ опережали лазерные устройства, то по итогам года оба технологических сегмента «потеряли» по сравнению с 2007 г. около 10% потребителей. Более заметно кризис сказался на продажах принтеров, которые и в первой половине года демонстрировали отрицательную динамику. В результате по итогам года спад в принтерном сегменте усилился, в то время как продажи многофункциональных устройств, благодаря струйным моделям, оказались даже несколько лучше, чем в 2007 г.

В сегменте струйных устройств предпочтения пользователей особенно заметно проявились в конце года, когда в нижних ценовых диапазонах сдвиг продаж в пользу МФУ оказался самым большим. В категории устройств стоимостью менее 100 долл. продажи МФУ даже в IV квартале не снизились (против аналогичного показателя 2007 г.), в то время как принтеров начального уровня было продано вдвое меньше, чем год назад. На low-end-модели МФУ пришлось свыше половины всех продаж, и этот подсегмент в прошлом году стал самым массовым на рынке струйных устройств, чему способствовало и почти 10%-ное за год снижение цен на эти модели.

Единственным ценовым подсегментом струйных устройств, в котором объем продаж принтеров за год увеличился и значительно превысил этот показатель для МФУ, осталась старшая категория (свыше 300 долл.), в которой представлены многоцветные модели форматов А4 и А3, ориентированные на высококачественную фотопечать, а также высокопроизводительные бизнес-принтеры. В этом подсегменте численное преимущество устройств с шестью и более цветами как по количеству моделей, так и по объему продаж остается за принтерами. Кроме того, принтеры имеют здесь преимущество и по широкому формату, который только начинает осваиваться многофункциональными струйниками.

Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру спроса и весьма нестабильную ситуацию с платежами второй половины 2008 г., приведшие к общему снижению объема поставок, рыночные доли производителей струйных устройств не претерпели сколько-нибудь заметных изменений. Как и в 2007 г., компании Canon, Epson и Hewlett-Packard обеспечили свыше 95% продаж струйных принтеров и МФУ, причем соотношение между этими тремя ведущими вендорами сохранилось.

Подробнее о структуре продаж на российском рынке устройств печати и других сегментах рынка устройств hardcopy см. «Бестселлеры IT-рынка», № 2, 2009.