Концепцию такой конвергенции определил iPad компании Apple и конкурирующие с ним планшетные ПК, которые уже сейчас оказали огромное влияние на весь мир IT. Эти устройства усилили конкуренцию не только между моделями планшетных устройств, но и между индустриями IT и связи в целом, считают аналитики исследовательской компании iSuppli.
Понятие конвергенции за последние годы немного изменилось – сегодня она определяется как объединение сервисов передачи голоса, данных и видео (а также новых сервисов «в единой связке» с основными тремя), получаемых пользователями домашних сетей по широкополосным каналам связи. В соответствии с таким определением происходит быстрая конвергенция потребительских и офисных электронных устройств, в качестве форм-фактора использующая планшетный ПК, который представляет собой нечто среднее между смартфоном и ноутбуком.
Однако последствия конвергенции в области потребительской электроники простираются далеко за пределы форм-фактора планшета. Рост роли планшетников повысил значимость операционной системы, установленной в мобильном устройстве, тогда как раньше в большинстве устройств потребительской электроники ОС либо вообще отсутствовала, либо не имело значения, какая ОС используется. В итоге рынок потребительской электроники превращается в рынок больших возможностей и высокого риска.
Компании всей цепочки продукта потребительской электроники сталкиваются с тем, что выбор мобильной ОС определяет принадлежность продукта к определенной категории. Например, сходство внешней функциональности и внутреннего электронного наполнения для планшетников, смартфонов, MP3-плейеров и продуктовых линеек STB (set-top box) компании Apple очень велико, и не только потому, что в них установлена одна и та же ОС. Их внутренние структуры аналогичны – плюс-минус экран и сенсорный интерфейс.
При увеличении разнообразия мобильных ОС разные отрасли промышленности (производство телевизоров, мобильных телефонов и ноутбуков), вероятно, столкнутся с конвергенцией, поскольку именно эти ОС и обеспечивают потребительские качества – стоимость и эффективность работы с устройством, используя приложения, которые существенно повышают плюсы устройства по сравнению с применением только браузера.
Множество мобильных ОС выгодно как поставщикам, так и пользователям. Контент-провайдерам они дают возможность предлагать свои сервисы и доступ к контенту наиболее удобным для потребителя способом. Разработчикам мобильных ОС это позволяет монетизировать свои приложения и обеспечить взаимодействие разных потребительских устройств. Более того, по мнению аналитиков iSuppli, следует ожидать, что поставщики мобильных ОС вскоре предложат новую парадигму для передачи телевизионных программ.
В долгосрочной перспективе, считают в iSuppli, планшетные ПК, скорее всего, изменят и весь компьютерный рынок. Лидерами по «потреблению» контента (каким сегодня стал iPad) они, вероятно, останутся до 2012 г. При этом уже начавшийся рост сегмента планшетных ПК может оказаться более значительным, чем ожидают аналитики, в том числе и потому, что эти устройства способны обеспечить также и возможности создания контента, которые сейчас обеспечивают ноутбуки и нетбуки. Эта мысль, кстати, высказывалась и в опубликованной в 4-м номере «Бестселлеров» статье «Мобильный сегмент сравнялся с настольным».
Конечно, трансформация планшетников в устройства, обеспечивающие генерацию контента, потребует более развитой операционки, чем Apple iOS. По мнению iSuppli, эта задача по плечу Microsoft, несмотря на ее неудачи в сегменте планшетников. Да и Apple, скорее всего, понимает, как доработать iOS и iPad в такую генерерирующую контент платформу, которая к тому же должна стать 100%-но совместимой с ОС Windows, доминирующей на ПК. Логично предположить, что Apple пойдет по пути объединения iOS и Mac OS.