По оценкам J’son & Partners Consulting, в России рынок аренды делового ПО (SaaS-решений — Software as a Service) в 2009 г. составил около 3 млн долл., что соответствует примерно 0,4% от всего российского рынка делового ПО, объем которого оценивается на уровне 710 млн долл. По сравнению с 2008 г. российский рынок вырос не менее чем на 50%, что связано как с запуском новых проектов, так и с появлением тематических каталогов решений, включением SaaS-продуктов в интернет-магазины ПО, а также увеличением числа реселлеров SaaS-решений за счет хостинговых компаний и провайдеров широкополосного доступа.

К настоящему моменту ассортимент существующих предложений достаточно велик — более 30 различных предложений, абсолютное большинство которых можно отнести к двум группам: CRM-решения и системы коллективной работы (в западной классификации ССС — Сontent, Communication and Сollaboration). Число узкоспециализированных, отраслевых задач единично.

Средняя стоимость одной лицензии за месяц в сегменте CRM-решений составляет 500-1800 руб., в категории систем коллективной работы — 470 руб., бухгалтерских программ — 300 руб. Эти тарифные планы рассчитаны на организации с числом сотрудников в среднем от 2 до 10, максимум до 50, что характерно в первую очередь для предприятий малого и среднего бизнеса (СМБ).

Общее число предприятий СМБ в России сегодня составляет около 1,6 млн компаний, но лишь около 2 тыс. из них используют деловые приложения в рамках модели SaaS. Исследование J’son & Partners Consulting выявило ряд сфер деятельности предприятий, в которых SaaS-решения оказались востребованы значительно выше, чем в остальных (см. рисунок).

Структура спроса на SaaS решения по сферам деятельности

Источник: J’son & Partners Consulting

Основными барьерами развития рынка аренды ПО в России по мнению аналитиков являются:

  • «Цифровое неравенство» между регионами. В идеальных условиях сервис SaaS никак не привязан к географическому местоположению ни провайдера, ни абонента. Однако существующие ограничения, связанные с развитием телекоммуникационной инфраструктуры, формируют ареал обитания пользователей, который сосредоточен вокруг технологически «развитых» регионов, в первую очередь, Москвы и Санкт-Петербурга.

  • Экономический спад 2009 г. Если во всем мире кризис, действительно, стал мощным катализатором развития SaaS, то в России он явился, скорее, сдерживающим фактором. Большинство организаций в сложившихся экономических условиях предпочло оставить ИТ-инфраструктуру и персонал без изменений. Однако во второй половине года рост пользовательской базы SaaS-сервисов возобновился.

  • Высокий уровень использования пиратского ПО. В 2009 г. впервые за последние 5 лет уровень потребления пиратского ПО не снизился и остался на прежнем уровне, что негативно отразилось как на находящемся в стадии формирования рынке SaaS-решений, так в целом на рынке программных продуктов.

  • Низкий уровень доверия аутсорсинговым схемам. Данный фактор является ключевой проблемой, сдерживающей развитие отрасли. Система доверия аутсорсинговым схемам в США, где SaaS-рынок на несколько порядков крупнее российского, держится на репутации и законодательной системе. В России же для формирования доверия нужно время и примеры длительного и успешного использования подобных схем.

  • Уровень сервиса, не соответствующий запросам клиента. Низкий уровень доверия является, в том числе, и следствием существенных расхождений во взглядах на уровень предоставляемого сервиса у провайдеров и потребителей.

В существующих экономических, технических и культурных условиях в России SaaS вряд ли способен стать массовым решением и полноценной заменой существующего ПО для организаций, заключают аналитики J’son & Partners Consulting.