Цифровые фоторамки на российском рынке представлены относительно недавно. Его зарождением можно считать начало 2006 г., когда с данным продуктом вышла компания Philips. В мире же годом появления цифровых фоторамок считают 2000-й. Нет ничего удивительного, что отсрочка старта в России отразилась на ударных темпах роста. Российский рынок цифровых фоторамок интенсивно, хотя, может быть и хаотично, развивался. По данным компании ITResearch, которая провела в 2007 г. пилотное исследование этого рынка, уже к осени того года на российском рынке была представлена продукция более двух десятков производителей (см. «Бестселлеры IT-рынка» , 2007, № 3). К сожалению, регулярные исследования компании возобновились только в 2009г., но даже по косвенным данным видно, что 2008 г. прошел не зря. Рынок развивался, был момент, когда на нем насчитывалось более 60 брендов. Исследования компании ITResearch показывают, что в каждом квартале первого полугодия 2009г. в России продавалось больше цифровых фоторамок, чем ранее за полтора года (2006-й и первая половина 2007-го). А если сравнить продажи отдельных крупных розничных сетей, то их объемы, даже, несмотря на кризис, заметно превышали аналогичные периоды 2008 г. 

Говорит ли вышеизложенное о радужных перспективах отечественного рынка фоторамок? На этот вопрос ответить нелегко, ибо абсолютный объем рынка все-таки весьма невелик, а сам он носит нишевой характер. Многие игроки рынка утверждают, что подавляющее большинство цифровых фоторамок покупаются в качестве подарка. Об этом же в прошлом говорили сухие цифры продаж: основная их доля приходилась на предновогодний 4-й квартал и 1-й квартал, который включает в себя 14 февраля, 23 февраля и 8 марта, а 2-ой и 3-й кварталы показывали некоторое затишье. В текущем году по результатам первого полугодия, в принципе, можно констатировать, что сезонный фактор (в некотором смысле) устоял. Хоть и нельзя сказать, что он выражен так же ярко, как в прошлые годы. Некоторое количество фоторамок раздается во время промо-акций производителей или дистрибьюторов, когда с их помощью стимулируются продажи техники.

Конечно, фоторамка – вещь приятная, но все-таки это безделушка, и купить ее в личное пользование за приличную сумму захочет не каждый. Пока же фоторамка рассматривается как достаточно оригинальный подарок, к тому же, учитывая небольшие (относительно численности населения) продажи, понятно, что есть еще очень много людей, вообще не получавших подобный презент.

Даже при обширных возможностях конкретной модели, владелец «персональной» фоторамки вероятнее всего быстро придет к выводу, что в некоторых случаях ее не так уж удобно использовать. Например, фильмы гораздо удобнее смотреть на телевизоре и с помощью компьютера, да и фотографии удобнее пересматривать на мониторе. Также к минусам можно отнести не самое интуитивное управление, но это относится к продукции лишь некоторых вендоров.

С другой стороны, в такой рамке можно хранить и просматривать большое число фотографий, проигрывать аудио-видео файлы (не во всех моделях), имеются портретный и ландшафтный режимы просмотра, часы и пр. Но самое главное, на наш взгляд, — это качество картинки: изображение с разрешением, к примеру, 800×600 (примерно 0,5 Мп) в ней смотрится интереснее, чем на привычной фотографии, напечатанной с кадра в несколько мегапикселов. Причина этого явления в том, что изображение на бумаге формируется в отраженном свете, в то время как фоторамка (как, впрочем, и монитор, и ЖК-дисплей цифрового фотоаппарата) формирует активное изображение, которое гораздо лучше воспринимается зрением человека.

В настоящее время на российском рынке насчитывается более двух десятков успешных брендов. Так, на нем присутствуют бренды федеральных розничных сетей, дистрибьюторов, что уж говорить о производителях ЖК-мониторов, цифровых фотоаппаратов и другой электронной продукции. Удивительно, но в стороне оказалось несколько именитых производителей, например Canon, Olympus, Panasonic и пр., добившихся успеха в других сегментах. Вполне возможно, что в Россию было завезено гораздо больше брендов, относящихся к разряду noname. Правда, noname noname’у рознь, некоторые люди к ним относят лишь компании уровня Kodak, Philips, Samsung, Sony и т. п. Одно лишь можно сказать точно, — узнаваемость торговых марок в сегменте цифровых фоторамок гораздо ниже, чем в большинстве других сегментов рынка средств визуализации. В большинстве случаев торговая марка, под которой выпускается цифровая фоторамка, для покупателя не важна. (Пожалуй, единственный бренд, которым покупатель интересуется, — это Sony.)

На что покупатели обращают внимание — это внешний вид фоторамки, ее обрамление, — ведь это, прежде всего, предмет интерьера. На выбор покупателя, несомненно, влияет и матрица фоторамки, а именно размер ее диагонали и разрешение. Анализ товарного предложения цифровых фоторамок в первом полугодии текущего года показывает, что самый популярный размер диагонали — 8 дюймов, заметный ассортимент приходится также на диагонали 7 и 10 дюймов. Самое популярное разрешение в товарном предложении — 800×600 (или 800×640) пикселов.

Иная ситуация по продажам. Здесь лидируют 7-дюймовые рамки. Доли разрешений по продажам также главным образом смещены в сторону продукции с более слабыми техническими характеристиками. То ли потребителю хватает более скромных характеристик, то ли, покупая подарок, люди больше задумываются не о характеристиках, а о сумме, которую готовы отдать за презент.

По поводу возможности просмотра видео и проигрывания аудио существуют различные мнения. Кому-то данные функции не нужны вообще, кому-то надо, чтобы дешевая (очевидно китайская noname) рамка имела данные функции. На наш взгляд, в некоторых случаях эти возможности помогают фоторамке продаться, однако потом покупатель может осознать, что это не самый удобный инструмент для просмотра фильмов. Еще один аргумент, подтверждающий неполезность этой функции, — отсутствие у некоторых лидеров рынка хотя бы одной модели с поддержкой видеофайлов.

Подробнее о конъюнктуре российского рынка цифровых фоторамок см. «Бестселлеры IT-рынка», № 3, 2009, который готовится к печати.