Структура продаж на российском рынке компьютеров

Дмитрий Шульгин,

старший эксперт ITResearch

На российском рынке компьютеров за 2012 г. было реализовано 14 млн компьютеров — настольных и мобильных, без учета планшетов. С планшетами вместе — 18,3 млн. Хотя эта статья посвящена исключительно компьютерному сегменту, убрать из рассмотрения планшетную тематику полностью мы уже не можем — слишком сильное влияние они оказывают сегодня на привычные компьютеры.

В 2012 г. сегмент планшетов резко достиг сумасшедшей величины в 23% рынка компьютеров в натуральном выражении. Темпы роста здесь составили более 300% годовых. Ни один компьютерный сегмент в истории не набирал столь высокой стартовой динамики, не отъедал и столь агрессивно доли у консервативных классов продукции. И в нашей статистике, кстати, еще не все планшеты — эти данные включают устройства с диагональю от 7 дюймов и выше. «Смартфонных» планшетов (4,5–6 дюймов), а таковых на рынке все больше, здесь нет. Впрочем, последние все же имеют слабое отношение к нашей теме. 7-дюймовые также с трудом подходят на роль субститута для полноценных компьютеров. Другое дело устройства с экраном 9–11 дюймов, и их в данном случае примерно 55% от всех планшетов. Однако, даже с учетом этой условности, давление нового класса мобильных устройств на компьютерный рынок в прошедшем году стало крайне существенно.

Причем это давление не прямое. Конечно, планшеты не покупают на замену ноутбуков, тем паче, настольных устройств. Вместо нетбуков — да, тут замещающая роль таблеток очевидна. Но полноразмерные устройства, казалось бы, не вступают с ними в лобовую конкуренцию. И в этом смысле на рынке мало что изменилось с момента старта планшетной тематики. Все дело в том, что и опосредованное влияние все равно сказывается на рынке полновесных компьютеров, неважно, прямо или косвенно. И по факту мы имеем весьма тревожные перспективы для развития рынка ноутбуков, не говоря уже о десктопах. Работает это, очевидно, следующим образом.

Персональные компьютеры на платформе x86 — продукт, давно присутствующий на рынке. Здесь имеется огромная инсталлированная база. Проще говоря, у большинства потребителей компьютеры в том или ином виде уже есть. Очевидно, как в корпоративной, так и в домашней среде рынок к настоящему времени приблизился к насыщению. Это в России, в западных странах оно уже давно достигнуто.

Но чем больше инсталлированная база, тем, вполне логично, больше и рынок замены — продажи устройств, закупаемых в замещение устаревающей базы. Плюс расширение базы за счет прихода на рынок новых потребителей, в значительной мере из числа представителей подрастающего поколения. В сумме это дает возможности для воспроизводства показателей продаж даже на насыщенном рынке.

Но вдруг появляется «модный» продукт, который привлекает потребителя новыми качествами. При этом часть привычного функционала он исполняет вполне добротно, а иную часть — так и просто лучше, чем консервативные продукты. Часть же не исполняет вовсе или недостаточно удобен в определенных качествах. Но ведь база для исполнения такого функционала уже есть! Она на руках и давно эксплуатируется. Стоит ли ее обновлять или можно вполне довольствоваться имеющейся?

В случае с привычными компьютерами и планшетами вполне ясно, о чем речь. Tablet-устройства ничем не уступают, а за счет возможности работы «на руках» зачастую и превосходят по удобству иные конструктивы в задачах интернет-серфинга, чтения, активности в социальных сетях. Они вполне сообразны по качеству отображения видео, вообще качеству картинки. То, что явно не удобно делать на планшетах, — это работать с офисными приложениями. (Профессиональные приложения, сложный content-creation здесь, понятно, не обсуждается, речь о реально массовых сценариях использования.) Да, но уж с офисными-то задачами вполне справятся старые добрые ПК трехлетней, а то и пятилетней давности. Таким образом, планшеты косвенно влияют на рынок ноутбуков и даже десктопов, причем на рынок замены, на обновляемость старого парка. Сокращая, таким образом, и текущие продажи классических типов ПК.

После кризисного падения в 2009 г., в 2010-м рынок на отскоке показал высокие динамические характеристики, что естественно. После чего система вернулась в норму, и показатели последних двух лет вроде бы можно считать объективными, отражающими действительный уровень спроса. Настольные ПК стабильно снижали темпы, которые в 2012 г. окончательно ушли в отрицательную область. Ноутбуки отобрали у десктопов домашний подсегмент совершенно. На первый взгляд — все чисто. Но не будем спешить.

Мобильные ПК

Ноутбуки показывали весьма поступательное снижение темпов роста, пожалуй, даже слишком плавное для развитого сегмента, ставшего основой рынка ПК. В 2012 г. было продано 9,4 млн ноутбуков и нетбуков, сегмент показал прирост в 25,2%. Это не многим меньшие темпы, чем в предшествовавшем году. Характерно, что даже это небольшое сокращение динамики случилось исключительно по вине подсегмента нетбуков, стандартные же ноутбуки сохранили ее ровно на уровне 2011 г. — 34%. И все это на фоне тех процессов, о которых мы говорили выше — прессинг со стороны планшетов. Плюс не очень хорошие макроэкономические тенденции, сказывающиеся на розничных продажах товаров долговременного пользования в целом. С высоты птичьего полета ситуация выглядит чуть ли не абсурдной — развитый сегмент на достаточно насыщенном рынке и в непростых внешних условиях прирастает на треть в год!

Да, безусловно, ноутбуки продолжали отбирать часть клиентуры десктопов. Этот фактор и был ранее основным двигателем их сверхвысокой динамики. Но эта тема не может не начать сжиматься — в какой-то момент и этот пул замещающего спроса должен был насытиться.

Происходившее с рынком ноутбуков в 2012 г. — типичное следствие инерции, не столько спроса, сколько предложения. Результаты первого и второго полугодия здесь диаметрально противоположны. Судите сами: динамика в первом полугодии — аж 43% годовых, и лишь 15% в завершающей половине года. Так что результирующие 25% — среднее даже не по больнице, а конкретно по реанимационному отделению.

В 2012 г. движение спроса критически изменило свою направленность. Самым динамичным сегментом стали интегрированные полноразмерные ноутбуки бюджетного уровня. Цены на них опустились ниже 15 тыс. руб., и за ними потянулся покупатель, ищущий себе простое устройство типа «рабочая лошадка». А вот дорогие мультимедийные и тем более игровые конфигурации показали наименьший прирост. Интерес пользователей в плане задач потребления контента явно перемещается к планшетам. По всей видимости, немалый вклад в стагнацию дорогих конфигураций ПК, как мобильных, так и настольных, вносит консольный и сетевой гейминг. Дорогие полноразмерные ноутбуки продаются все хуже. Это сегодня. В прежние времена именно такие устройства закупались на замену домашних десктопов, их доля постоянно прирастала. И подобный расклад дополнительно подтверждает тезис о начале сокращения заместительной тенденции дорогих ноутбуков по отношению к домашним десктопам — замещать уже почти нечего, а новых энтузиастов на рынок не приходит, либо они выбирают вообще иные маршруты.

Сегменты, показавшие позитивную динамику, — это компактные устройства, особенно мини-ноутбуки. Это сектор, в котором, по мысли Intel, кроется спасение для всего ноутбучного сегмента. Именно здесь в прошедшем году стали заметны ультрабуки. Имеются в виду не только сертифицированные Intel Ultrabook™, но и более бюджетные решения на базе энергоэффективных версий процессоров от Intel и AMD. К концу года все подобные устройства (мы их называем ультрамобильные) занимали под 10% продаж, и данный сегмент продолжает нарастать. Более того, именно этот класс устройств как растущий (или искусственно выращиваемый) и почитается основным инструментом спасения для сегмента в целом от накатившей рецессии.

То, что вызывает наибольшее любопытство на ближайший год, — это перспективы ультрамобильных трансформеров. Можно счесть появление этого кластера устройств ответом ноутбуков планшетам, можно ответом платформы Wintel платформам ARM/Android и ARM/iOS. А можно и расценить как соединение в единый рынок сверхмобильных ПК всех типов. И во всем перечисленном будет своя сермяжная правда.

Распространение устройств с сенсорным экраном на платформе x86 однозначно связывают с выходом Windows 8. В 2012 г. все эти рыночные веяния еще проявились, но с начала этого года они начинают постепенно проявляться в ассортименте. На текущий момент можно сказать лишь то, что бума тут пока явно не случилось. Новая ОС Microsoft на рынке ПК была принята, скорее, в штыки, да и на рынке планшетов принятие ее проходит крайне осторожно. Главный прецедент — довольно вялый старт продаж долгожданного Microsoft Surface. Впрочем, времени для более глубокого анализа этих моментов прошло еще слишком мало.

Ну и, наконец, с нетбуками все давно понятно. Их итоги неутешительны.

Что же касается вендоров — конкуренция в сегменте остается чрезвычайно жесткой. В пятерку привычно вошли компании[1] Acer, Asus, HP, Lenovo и Samsung. По росту доли лидировали Lenovo и Asus.

Настольные ПК

Десктопов в 2012 г. было реализовано 4,66 млн, что на 7,5% меньше, чем годом ранее. Вариантов, способных вернуть динамику настольного сегмента в область положительных значений когда-нибудь в будущем, нет. Высшим достижением российского настольного рынка навсегда останутся показатели докризисного 2007 г. Так что весь вопрос только в том, насколько активно он будет снижаться.

За динамику розничной составляющей рынка настольных ПК все в большей степени ответственен подсегмент компьютеров «все-в-одном» (AIO). В целом за год их продажи составили 9% от всех десктопов. Этот подсегмент вырос на 48,4%. Но мог бы вырасти гораздо сильнее. Дело в том, что в последнем квартале года с AIO случилась совершенно неожиданная неприятность. Внезапно рынок остановился. Продажи в четвертом квартале оказались меньше, чем в третьем, динамика по году даже оказалась отрицательной, буквально рухнув ниже нуля с высоты более 90% прироста с начала года. Моноблоки пали жертвой общей торговой ситуации в компьютерном сегменте. Дело не столько в спросе собственно на них, сколько в общих объемах закупок компьютерной продукции — ноутбуков, главным образом — в ритейле. Уже в этом году сегмент AIO ожидает еще и дополнительная внешняя неприятность — с января введены таможенные пошлины на эту категорию продуктов в размере 10%, что, конечно, скажется на их ценах.

Что же касается корпоративной составляющей — основной для десктопов — тут тоже дело не гладко. Во-первых, некоторый прессинг со стороны мобильных собратьев начинает ощущаться и здесь. Те самые растущие эконом-ноутбуки из разряда «для дома и офиса» проникают и на рабочие места, чего раньше массово все-таки не наблюдалось. Есть явное желание производителей унифицировать товарное предложение, проведя мобилизацию парка рабочих мест в организациях. Это желание появилось не сегодня, но прежде оно оттормаживалось разными факторами. Их несколько: сравнительная стоимость, долговечность, проблемы безопасности оборудования и данных на нем, относительное эргономическое неудобство консоли портативных ПК в сравнении с десктопными аксессуарами. Многие моменты никуда не исчезли, но по крайней мере в отношении стоимости и надежности к настоящему времени во-многом нивелировались. Рынок организаций так или иначе все же перетекает на ноутбуки. Хотя этот процесс по-прежнему нельзя назвать лавинообразным.

Что же касается производителей, то в лидирующую группу на настольных ПК по итогам 2012 года вошли [2] Acer, Depo, DNS, HP и Lenovo. Последняя из перечисленных компаний впервые твердо заняла здесь позицию в первой пятерке. Суммарно эти вендоры продали 31,7% десктопов на российском рынке, что больше, чем в прошлом году. Иностранные вендоры продолжали увеличивать свое присутствие на отечественном рынке, их совокупная доля здесь составила 24,7%. И их доля явно была бы еще ощутимее, если бы не вышеописанные проблемы с AIO в конце рассматриваемого периода.



[1] Компании перечисляются в алфавитном порядке.

[2] Компании перечисляются в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.