Рынок мультимедийных проекторов, и, в частности, его домашняя составляющая, традиционно оказывается под гнетом двух очень важных «внешних» факторов. Российские потребители, в основной своей массе, еще недостаточно платежеспособны для приобретения предметов роскоши, к которым, в принципе, можно отнести проекторы. Кроме того, негативный отпечаток накладывает необходимость нетривиальной для массовых потребителей инсталляции проекторов и просто недостаточная информированность о них. В этом же ряду стоит, пожалуй, ключевой отрицательный фактор: малогабаритность жилья и невозможность выделения под домашний кинотеатр отдельного помещения.

Следствием такой особенности потребительской среды является то, что на рынке домашних проекторов чрезвычайно силен такой субститут, как плоскопанельные телевизоры. Ряд проблем, влияющих на конкурентоспособность проекторов по отношению к субститутам, решить просто нельзя, поскольку они связаны с потребителями. Но существует и набор технических вопросов, которые в принципе реализуемы. Наиболее очевидные из них — срок жизни лампы и рабочее разрешение. Серьезность вопроса с разрешением нельзя недооценивать, поскольку рынок плоскопанельных ТВ последние год-два демонстрирует взрывной характер внедрения разрешения Full HD (1920×1080). На этом фоне самые массовые кинотеатральные проекторы с разрешением 1280×720 в глазах потребителя выглядят очень блекло, тут требуется немедленная ликвидация технологического отставания. И решение проблемы разрешения на данный момент уже отработано и начало внедряться достаточно массово. При этом следовало ожидать двух выраженных трендов: резкого увеличения предложения Full HD-проекторов и снижения их стоимости, переводящего данные устройства в массовый сегмент рынка.

Как показывает рисунок, в течение 2009 г., несмотря на кризис, сопровождавшийся снижением покупательной способности, на российском рынке в труктуре товарного предложения быстрыми темпами росло количество Full HD-моделей, к концу года достигшее почти 50 реально продававшихся устройств (см. таблицу).

Таблица. Модели Full HD-проекторов, продававшихся в России на конец 2009 г.

При этом среднее снижение стоимости устройств составляло около 80 долл. за квартал, и, как видно из таблицы, сейчас на рынке представлено довольно ощутимое количество моделей стоимостью менее 3 тыс. долл. (и даже 2 тыс.). Можно сказать, что стандарт Full HD, зародившийся как воплощение абсолютного качества в сфере кинематографа, плавно перекочевывает со старших устройств линейки на младшие, постепенно снижаясь в стоимости.

В данном обзоре мы хотим чуть поподробнее осветить вопросы технической реализации Full HD-решений, а также ценовые движения и общие перспективы наметившегося тренда.

Рисунок. Переход в течение 2009 г. от HD Ready к Full HD.

Действительно, для кинотеатрального проектора, в силу его специализации, весьма логично иметь разрешение Full HD, которое по сравнению с HD Ready дает возможность заметно увеличить детализацию изображения, а это, по мере роста размера экрана, становится все более необходимым. В этом свете потребность в повышении разрешения проектора выглядит еще более убедительной, нежели в случае с телевизором. Еще один кирпич на весы выбора разрешения кладет «заточка» решения на базе проектора под развлекательные функции — покупая проектор себе домой, каждый человек должен осознавать, что с помощью этого устройства можно реализовать, а что — нет. Проектор дает большой экран, более естественное, мягкое изображение (по сравнению с телевизором, разумеется), а HD-проектор — еще и отличный уровень детализации.

Одной из проблем, которую производителям нужно решить, является качество внутренней обработки сигнала, обеспечивающее функционирование проектора. В устройстве имеется свой собственный процессор, который играет ключевую роль в построении кадра, и в зависимости от его способностей мы можем получить сильно разнящиеся картины. Мощность процессора становится принципиально важной тогда, когда мы говорим о воспроизведении видео, поскольку с беспроблемной отрисовкой презентации с малой детализацией и преобладанием однотонных заливок справится любой мало-мальски современный проектор. При многократном усложнении кадра и ускорении движения на экране (каждый последующий кадр сильно отличается от предыдущего) для устранения эффекта «тормозов» в проекторе активизируются алгоритмы, призванные облегчить жизнь процессору. Это может выражаться в выпадении кадров, временном уменьшении цветовой глубины, артефактах на изображении и других неприятных эффектах, что может быть особенно заметно в бюджетных Full HD-проекторах. Так что при резком увеличении разрешения требуется замена электронной начинки устройства на более совершенную (и дорогую). Также с проблемой мощности электроники косвенно связана и бедность настроек бюджетных проекторов.

Однако Full HD-проекторы — это не только бюджетные устройства. В более дорогих моделях с качеством внутренней обработки сигнала, как правило, все нормально. Вообще, все технологические новшества, которые производители внедряют в проекторы, как правило, касаются именно сегмента Top и Middle Full HD для кино. Тут и обработка изображения находится на достойном уровне, и диафрагма на объективе присутствует, и системы оптического сдвига изображения для гибкости инсталляции — все это появилось впервые как результат работы над улучшением качества воспроизведения видео.

В наибольшей степени отставание в разрешении среди проекторов по отношению к иным домашним средствам визуализации обусловлено высокими затратами на производство DLP- и LCD-матриц высокого разрешения. Низкие объемы продаж Full HD-проекторов не дают производителям получать выгоду на эффекте масштаба или на оптимизации производства, а покупатели не видят смысла значительно переплачивать за высокое разрешение: ведь с ростом разрешения проектора с 1280×720 до 1920×1080 цена увеличивается примерно вдвое.

Общеизвестно, что существуют некие ценовые уровни, во многом задающие тон рынку бюджетных устройств, и преодоление этих уровней производителями обычно символизирует готовность массово продавать (и приобретать) бюджетные решения. Мы полагаем, что в среде Full HD-проекторов для домашнего кинотеатра этот уровень составляет 1000 долл. В этом случае можно рассчитывать, что стоимость неплохого решения (домашний кинотеатр) может быть в пределах 60 тыс. руб. При сохранении текущей эрозии цен (порядка 80 долл. в квартал) покупателям стоит ждать 1000-долларового проектора лишь через полтора года. Однако есть основание утверждать, что снижение цен может несколько ускориться. Дело в том, что за рубежом проекторы высокого разрешения и низкой цены уже встречаются, и российским потребителям, скорее всего, осталось ждать не так уж много, пока тенденция «дойдет» до нас.

В целом, резюмируя, можно прийти к выводу, что мы находимся на начальном этапе очень сильного тренда на рынке мультимедийных проекторов. Устройства Full HD уже достаточно отработаны, цены пошли вниз, и они вполне могут стать массовым решением в самом ближайшем будущем. Внедрение таких решений в принципе способно дать дополнительный мощный импульс рынку проекторов. Но смогут ли этой возможностью в полной мере воспользоваться производители проекторов, остается под вопросом. Все упирается в донесение преимуществ новой технологии до массового потребителя, а также формирования адекватного канала сбыта, а с этим на рынке проекторов всегда были проблемы.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.