В первом полугодии 2009 г., а именно этот период рассматривается в данной статье, емкость рынка компьютеров архитектуры x86 составила 2870 тыс. устройств, включая настольные ПК, ноутбуки и нетбуки, серверы стандартной архитектуры. По отношению к аналогичному периоду 2008 г. рынок опустился на 36,5%.

На десктопы в этот раз пришлось 56,5% отгрузок, мобильный сегмент достиг 42,5% и оставшийся процент пришелся на серверы.

Наивысшие темпы кризисного падения показал сегмент серверов (см. рис. 1), где поставки в натуральном выражении снизились на 66%, за ними следуют настольные ПК (-43%) и стандартные ноутбуки, где падение составило 30%. Единственным подсегментом, где по итогам полугодия формально наблюдался рост, стали нетбуки. Однако и здесь ситуация позитивна только «на бумаге», ведь в Q1’2008 их на рынке еще не было; если же сравнивать только вторые кварталы, то и здесь мы увидим падение где-то на 15% по сравнению с началом нетбучной тематики.

Рис. 1. Сравнительная динамика различных сегментов рынка компьютеров.

Настольные ПК

Десктопы как все еще самый крупный (правда уже только в натуральном выражении) сегмент является также наиболее диверсифицированным по целевым рынкам — здесь в закупках играют роль как потребительский сектор, так и организации, и их роль на порядковом уровне соизмерима. Происходящее в данном сегменте имеет высокую корреляцию с происходящим на ИТ-рынке в целом, во всех сферах применения, и здесь нам оно интересно именно с этой точки зрения.

Ключевой момент, на который хотелось бы обратить внимание при рассмотрении печальной статистики начального периода первого кризисного года, — это различие в скорости реакции на экономический негатив, наблюдающееся между корпоративным и частным потреблением.

Безусловно, экономический кризис — основная детерминанта всего, что происходило на рынке в первой половине этого года. Но есть также и технологические моменты, которые влияли на спрос и структуру продаж компьютеров. И в отдельных товарных кластерах это влияние было велико.

Динамика распределения продаж системных блоков российской сборки по установленным процессорам рисует нам давно привычную картину: новые поколения логики планомерно замещают собой старые, в частности, четырехъядерные чипы начинают смещать с пьедестала двухъядерные (рис. 2).

Рис. 2. Динамика структуры рынка настольных ПК по процессорам (по данным продаж ведущих российских компаний).

В целом уже почти 30% продаж составляют конфигурации десктопов на CPU с более чем двумя ядрами.

С точки зрения технологического обновления в первом полугодии рынок стоял на пороге не просто новых процессоров, а вывода принципиально новых платформ. Причем, таковые «нарисовались» на обоих концах ценовой шкалы — как в секторе high-end, так и в бюджетной сфере. И, по крайней мере по продукции Intel, это действительно принципиальное обновление, фактически новая архитектура взаимодействия основных компонентов системы, а не просто очередное поколение чипов. Мы говорим, с одной стороны, о выводе процессоров Nehalem и, с другой, — о начале развития направления неттопов на базе сверхбюджетных чипов типа Atom.

Становление новой платформы для четырехъядерных процессоров Intel происходило ступенчато. В конце 2008 г. на рынке были представлены процессоры Intel Core i7 под разъем Socket 1366. Кроме разъема сменилась и роль набора микросхем: теперь процессор напрямую взаимодействует с памятью, как это традиционно реализовано у AMD. Первые десктопные Core i7, в купе с новыми системными платами под них и с памятью нового поколения DDR3, показали впечатляющую производительность, но ценовой уровень конечных решений впечатлял и того сильнее. С такими ценами ни о каком массовом переключении на новую платформу речи идти просто не могло, и поставки таких компьютеров оказались единичны, как в секторе профессиональных рабочих станций, так и в области экстремального гейминга, а о более «земных» предназначениях речи и вовсе не шло. Уже позднее, к осени, появилась еще одна новая платформа — Socket 1156, чипсет P55, процессоры Core i5. Вот эти решения и открывают новым поколениям логики путь к массовым устройствам, они в дальнейшем и станут реально вытеснять устаревающую платформу LGA 775.

К чему эти технологические моменты привели в отношении спроса? Естественно, к тому, что многие потенциальные покупатели отложили покупку до появления более бюджетных решений на новой, перспективной с точки зрения дальнейшего обновления платформы, вместо того, чтобы покупать в первом полугодии 2009 уходящую в архив обвязку или тратить средства на слишком продвинутые и слишком дорогие системы на Core i7 первой «инкарнации». Естественно, чисто экономическая неуверенность, образовавшаяся с кризисом, существенно расширила число сторонников такой «отлагательной» позиции. Совсем уж значимо low-end, как имеющий опору в виде массовых операторских мест в крупных компаниях, упасть все же не может. Но в широком канале сбыта бал правил умеренный middle-range.

В сверхбюджетных секторах на самом деле существует два слоя потребителей: не только стесненные в средствах, но и те, которым объективно не нужны более дорогие решения. Помимо рынка казенных рабочих мест, это и начинающие пользователи, и наоборот, вполне опытные, для разных целей приобретающие разные устройства и не идущие на компромиссы в виде «шампуней и кондиционеров в одном флаконе». Или профессионалы, просто четко осознающие круг собственных потребностей. В эту область, по-видимому, нацелены решения на базе другой интересной платформы — Atom.

С точки зрения поставщиков настольных компьютеров наблюдаются весьма разнонаправленные процессы, комплексной картины на момент первого полугодия не сформировалось. Крупные компании столкнулись с крупными же финансовыми проблемами, но и часть мелких фирм вынуждена была закрыться. В принципе, если брать за показатель суммарную долю компаний из списка Top10, консолидация рынка по итогам полугодия повысилась. В рассматриваемый период она составила 30%, а в аналогичный период прошлого года — 27%.

В ретейле ведущие отечественные поставщики в этот период явно начали сдавать позиции иностранным брендам, главным образом — Acer. Судя по всему, такие игроки сетевого сбыта ПК, как Depo и K-Systems, вынуждены сместиться в сектор государственных контрактов и корпоративных поставок, где по-прежнему значимые позиции удерживают Kraftway и Aquarius, а также Hewlett-Packard.

При этом уровень «самосбора» в кризис явно возрос. Тому не только ценовые причины, но и то, что массовый потребитель готовых решений ужался в закупках сильнее, чем продвинутый индивидуальный сборщик. Как следствие, рынок комплектующих в retail-упаковке чувствовал себя явно лучше, чем OEM-сегмент. (Под retail здесь понимается форма и комплектность поставки компонентов для сборки. Покупателем же вполне может выступать организация, а не частное лицо.)

Мобильные ПК

Имевший наибольший запас динамики и фундаментальных причин для роста сегмент мобильных устройств в кризис формально просел меньше, чем сектор настольных ПК, но спад темпов тут оказался сильнее. Ведь десктопы до кризиса уже почти не росли, их динамика еще тогда устремилась к нулевой отметке, а в первом полугодии объемы их сбыта сократились очень существенно. А ноутбуки (даже если не учитывать развития нетбучного направления) ежегодно прибавляли по 60%, в кризис показав снижение на 30%. Во многом это следствие розничной ориентированности данного сегмента компьютерного рынка.

В первом полугодии нетбуки в объеме сбыта мобильных ПК занимали 15,5%, и в целом эта доля имеет тенденцию к увеличению. По имеющимся оценкам как основное устройство нетбук закупается в России где-то в 30% случаев, а оставшаяся часть покупается как дополнительное выездное устройство. Ко всему прочему это приводит к дополнительным переменам в сезонности их потребления.

Говоря о структуре сбыта стандартных ноутбуков, можно отметить, что снижение довольно равномерно коснулось всех технологических классов (рис. 3). Несколько худшие показатели, чем у других сегментов, видны в классе мини-ноутбуков, как единственном, подверженном каннибализму со стороны нетбуков.

Рис. 3. Полугодовая динамика продаж ноутбуков различных классов.

Получше чувствовали себя сегменты 15-дюйм устройств экономичного класса, а также 14-дюйм ноутбуков этого же плана, относимых нами к классу «тонкие и легкие». Таким образом, некоторая экономизация предложения все же произошла (кризис в конце концов), но она точно не оказалась лавинообразной, как можно было бы ожидать, и шла в режиме «шаг вперед — шаг назад». Причина такой «неуверенности» уже не раз нами отмечена — экономическое давление в большей степени испытывает на себе как раз потребитель бюджетных продуктов. Потребитель же, ориентированный на более функциональную технику, не спешит отменять основные требования к функционалу, по крайней мере этот процесс не носит массового характера.

Производители в массе своей также не спешили «пробивать» спрос за счет low-end’а, ведь это влечет за собой снижение удельной прибыли. А среди компаний-лидеров в этот период мы наблюдали разное отношение к данному вопросу. Скажем, компания Acer в этот трудный период решилась на наращивание объемов реализации, что привело к увеличению ее и без того немалой доли. Извечный же ее конкурент — Asus, наоборот, в первом полугодии предпочел отойти в сторону и не играть в эти игры. Впрочем, как видно уже по последующим месяцам, — отошел ненадолго.

Что же касается наиболее дорогих товаров — ноутбуков игрового класса и имиджевых устройств — по ним, конечно, снижение было сильное. Тут также назрел момент технологического ожидания.

Но все же главным фактором, негативно влиявшим на продвинутый спрос, следует считать октябрьский выпуск Windows 7. Во втором-третьем кварталах уже явно было заметно нежелание покупать компьютер с предустановленной Windows Vista, которая так и уйдет в архив невоспринятой рынком. Часть потенциальных покупателей (ориентировочно 15-20%) уже определенно ждало «семерки». Да, доля таковых может показаться не столь значимой, но роль этого фактора возрастает, если учесть, что это опытные юзеры, которые часто выступают в роли opinion-лидеров для пользователей, не шибко осведомленных в вопросе. В целом рынок ноутбуков, как, впрочем, и рынок десктопов, в первом полугодии находился в ситуации, когда уровень потребительского доверия по объективным причинам был на дне, плюс по ряду товарных кластеров и целевых групп имелись существенные поводы для откладывания момента покупки. Причем это были как раз кластеры и группы, нацеленные на более высокий уровень цен и/или пользовательской компетенции.

В дальнейшем, при сохранении хотя бы видимости экономического подъема, учитывая актуализацию упомянутых технических решений в появляющихся на полках моделях, этот отложенный спрос может стать дополнительным локомотивом к восстановлению уровня продаж.

Серверы

Серверы — наиболее пострадавший от кризиса сегмент. В первом квартале он столкнулся с заморозкой бюджетов на ИТ. Во втором пошла частичная разморозка по незавершенным в прошлом году проектам, появился даже ряд новых заказов, однако на конец полугодия это значимо положения еще не выправило.

В такой ситуации обсуждать структурные и технологические вопросы, думается, рановато. Хотя «по технике» здесь изменения есть очень существенные — чего стоит один только выпуск Xeon 5500 на ядре Nehalem.

Единственное, что хотелось бы отметить, ибо не заметить этого нельзя, — возросшая, а, лучше сказать, возродившаяся роль серверного «самосбора». Честно говоря, это наиболее малоизученный сегмент рынка, не учтенный явно ни одним из аналитических агентств, измеряющих серверный сегмент. И старательно незамечаемый ведущими игроками этого рынка. В общем понятно почему: ведущими здесь являются глобальные мировые корпорации — HP и IBM, для которых подобную активность системных администраторов, в основном из сферы СМБ, конечно, трудно признать конкурентной средой. Контрактные российские игроки — Depo, Kraftway, Aquarius — тоже имеют свои рынки. «Самосбор», вероятно, не очень сильно воздействует на их продажи в абсолютном выражении, хотя его учет в общем объеме рынка понижает долю лидеров. А вот компании второго эшелона такой ситуации с «самосбором», наверняка, не рады.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.