Одной из тенденций последнего года на рынке серверов стал заметный рост доли самосборных систем после нескольких лет неуклонного снижения. Причем происходило это довольно быстрыми темпами. Выражалось это, прежде всего, в массовом появлении серверов собственной сборки у небольших региональных компаний, которые в прежние времена или вообще никогда этим не занимались, или ушли с этого рынка под давлением конкуренции со стороны крупных игроков рынка. Одной из причин такого положения стал кризис и его последствия, прежде всего, связанные с сокращением бюджетов. Однако эта причина была далеко не единственной и даже не главной.

Что считать самосбором?

Начнем с того, какой сервер считать самосборным. Прежде всего это системы, собранные собственными силами ИТ-персоналом компании — конечного потребителя. Сюда же стоит отнести продукцию малых, а иногда и средних компаний, прежде всего, региональных, у которых отсутствуют полноценные сборочные производства и средства тестирования комплектующих. Хотя грань между средним и крупным сборщиком довольно подвижна. Можно назвать порядка 10 компаний, прежде всего, из Москвы и Петербурга, которые при желании можно отнести как к национальным брендам, пусть и второго эшелона, так и к типичным поставщикам самосбора, пусть и в больших объемах.

«Строительный материал» у всех субъектов рынка самосбора используется абсолютно один и тот же. Основой и в том, и в другом случае являются, как правило, готовые платформы. В этом случае сборка сервера сводится к установке дисковых накопителей и, при необходимости, к увеличению объема оперативной памяти. Причем, что немаловажно, такие платформы намного проще приобрести, чем корпуса и системные платы по отдельности.

Почему растет доля самосбора

Как уже было сказано выше, фактор более низкой стоимости не является основным. Хотя при описании преимуществ самосбора именно о ней вспоминают в первую очередь. Тем более что в условиях снижения бюджетов потребители любой продукции, и серверов в том числе, вынуждены искать более дешевую альтернативу. А по состоянию на начало ноября 2009 г. при прочих равных условиях самосборный сервер оказывался заметно дешевле продукции крупных компаний. Особенно велика эта разница в регионах. В результате разница в стоимости при прочих равных условиях может достигать десятков процентов.

Заметную роль играет и оперативность поставки. Сейчас заметно выросли сроки прохождения грузов через таможню. Учитывая, что продукция зарубежных компаний до недавнего времени доминировала на рынке, это следует считать важным обстоятельством. Тем более что в кризис обычно закупки производятся для замены оборудования, физически вышедшего из строя или когда оно срочно понадобилось для решения той или иной задачи. В обоих случаях фактор времени крайне важен. Если в начале 2008 г. срок между заказом и получением сервера производства международной компании очень редко превышал 4 недели, то в 2009 г. он вырос до 6 и даже 8 недель. Сборка сервера же занимает совсем немного времени, а процесс тестирования и установки ПО не превышает одной недели. Это также существенно меньше, чем займет процедура доставки сервера и у крупного российского сборщика (обычно от 5 до 10 рабочих дней).

Однако не только по сугубо экономическим причинам растет доля самосбора. Тому есть и технологические причины. Во-первых, из готовых платформ можно собрать существенно более широкий спектр оборудования, чем могу предложить крупные компании. Тем более что сейчас поставщики платформ и прочих «полуфабрикатов» могут предложить и то, чего не было в прежние времена. Здесь есть не только башенные и стоечные модели, но и даже блейд-платформы. Причем такие, которые отсутствуют у крупных производителей, к примеру, с малым количеством лезвий или с пониженным уровнем шума. Хотя стоит отметить, что спрос на такого рода системы оказался сильно недооценен российскими дистрибьюторами, в результате чего их не так просто встретить в реальной продаже. Модели с пониженным уровнем шума есть и среди «полуфабрикатов» для сборки серверов традиционных классов. Равно как и модели, рассчитанные на питание от бытовой электросети, что важно для типичных потребителей такой продукции, в первую очередь, из СМБ-сегмента. У целого ряда крупных производителей, прежде всего, международных, таковые в явном меньшинстве.

Положение усугубило еще и то, что в кризис продуктовые линейки брендов сокращались, в них оставлялись только те модели, на которые был наиболее высокий спрос. Плюс ко всему, даже и без влияния кризиса крупные вендоры сокращали предложение в целом ряде ниш, несмотря на то что спрос никуда не исчезал. Это сделано для того, чтобы исключить внутреннюю конкуренцию с более дорогими, но при этом дающими более высокую прибыль системами, к примеру, более старшими моделями серверов или же системами хранения данных. В результате сейчас выбор самосборного оборудования больше, чем могут предложить крупные вендоры. И эта причина, пожалуй, главная в возрождении серверного самосбора.

Кто выбирает серверный самосбор

Традиционным потребителем такого рода продукции всегда были совсем небольшие предприятия. Они больше всего стеснены в финансовых средствах. К тому же они совсем недавно пришли к осознанию того, что их сеть нуждается в выделенном сервере, и его роль сводится к организации общего доступа к файлам и печати, возможно, для работы с групповыми приложениями, скорее всего, бухгалтерскими или прочими средствами автоматизации бизнеса. Кроме того, у них могут отсутствовать полноценные серверные помещения и они вынуждены располагать серверы в тех же комнатах, где работают их сотрудники, причем в этих помещениях с большой долей вероятности отсутствует трехфазное электропитание и полноценный климат-контроль. А значит, им нужно оборудование, работающее от обычной бытовой сети, с невысоким уровнем шума и при этом способное работать в при довольно высоком разбросе температур, да еще и не требующее обслуживания квалифицированным администратором. При этом, скорее всего, серверное оборудование должно эксплуатироваться не в круглосуточном режиме 24×7, характерном для критических приложений. Здесь необходима система начального уровня, и самосбор в нынешних условиях, как уже было сказано, обладает подавляющим ценовым преимуществом. Схожая ситуация имеет место также в таком потребительском сегменте, как муниципальные учреждения, особенно уровня небольшого города, района, управы.

Похожее положение во многих образовательных учреждениях, особенно средних. Тем более что использование серверов там в последний год существенно активизировалось на волне нового витка информатизиции образования. Хотя в большинстве школ, техникумов и училищ, скорее всего, используют бывшее в употреблении устаревшее оборудование. Также весьма широко распространена практика применения в качестве серверов обычных ПК с соответствующей ОС, благо что системные требования ПО для таких «серверов», невысоки.

Интереснее ситуация в вузах и научных учреждениях. Здесь серверы используют давно, причем не только по прямому назначению, но и как строительный материал для создания высокопроизводительных вычислительных систем. Доля самосбора тут довольно велика.

Другим традиционным потребителем самосбора долгое время оставались телекоммуникационные операторы, прежде всего — интернет-провайдеры, особенно небольшие.

Что может помешать дальнейшему росту доли серверного самосбора?

Пожалуй, главный из возможных факторов, который в настоящее время может помешать укреплению позиций самосбора, — это рождение вторичного рынка серверов. Особенно на фоне того, что на нем оказалось много имущества закрывшихся в результате кризиса компаний. Среди него немало и серверного оборудования, причем из разряда практически нового, с не истекшим сроком гарантии и способного обеспечивать работоспособность типичного набора ПО. Плюс ко всему, целый ряд компаний начал продавать восстановленные серверы, привезенные из-за границы. Причем цена на такие серверы была весьма привлекательной, вдвое-втрое ниже, чем новой системы аналогичного класса. Впрочем, тут преобладают стоечные модели, использование которых для очень многих заказчиков неприемлемо или, по крайней мере, мало приемлемо. Кроме того, чем дальше от Москвы и Петербурга, тем меньше предложение такого рода продукции.

Еще одним сдерживающим фактором является проблема с квалификацией сборщиков. На это было много нареканий и раньше, а сейчас ситуация стала хуже, поскольку имевшийся тогда уровень оказался во многом утерян. Плюс ко всему, появились новые типы оборудования, работа с которым сопряжена с целым рядом нюансов, и на ее освоение может уйти некоторое время. Кроме того, у мелких сборщиков отсутствуют инструментальные средства контроля комплектующих, которыми обладают крупные компании.

Целый ряд проблем порождает и то, что срок жизни платформы для самостоятельной сборки серверов относительно невелик, и по его окончании приобретение запасных частей может стать проблематичным. В результате ремонт и техническое обслуживание через некоторое время заметно затрудняется.

Вместе с тем, для очень многих потребителей плюсы заметно перевешивают минусы, так что будущее у серверного самосбора есть. Если, конечно, крупные вендоры кардинальным образом не изменят свою продуктовую политику.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.