Несмотря на то что продуктовое предложение на рынке мониторов обновляется достаточно быстро и число новых моделей исчисляется сотнями за год, действительно революционные изменения на нем происходят не так часто. В основном наблюдаются различные экстенсивные шаги. К революционным или качественным изменениям следует отнести переход от ЭЛТ-технологии к LCD и (в несколько меньшей степени) — наступление широкого формата. В свое время эксперты много спорили о перспективах широкоформатных (16:10) мониторов, но, как показало время, данный формат достаточно быстро нашел своего покупателя не только в домах, но и в офисах: такие аппараты оказались реально удобными и полезными при работе с большими таблицами или несколькими приложениями. Фактически, сейчас идет речь о том, что производители закончили поддерживать стандартный формат и понятие «монитор» и «широкоформатный монитор» становятся почти синонимами (как и на рынке ноутбуков).

В данный момент мы наблюдаем на рынке мониторов новый очень интересный процесс, а именно — быстрое зарождение и наступление «сверхширокоформатных» мониторов, у которых соотношение сторон не 16:10, а 16:9, а разрешения не «мониторные», а скорее «телевизионные» (1366×768, 1920×1080...). Еще совсем недавно даже мы склонны были трактовать новый формат как экстенсивный шаг, но все больше склоняемся к мысли, что это на самом деле революционная подвижка, возможно, открывающая перед рынком мониторов новые перспективы.

Компьютеры неуклонно деградируют в утилитарный продукт, и все меньше времени остается до того момента, когда они превратятся в столь же широко используемый в домах прибор, как телевизор. Необходимо напомнить также о бурном развитии мультимедийного и развлекательного контента, интернета, IPTV и видеоигр. Очевидно, что происходит конвергенция технологий и то, о чем уже давно говорят эксперты (слияние рынков мониторов и телевизоров) начинается уже сейчас. Соответственно, необходима переходная форма, на которой будут отработаны все необходимые идеи и которая будет формировать спрос.

В частности, для снятия препятствий к объединению данных рынков желательна унификация рабочих разрешений. И мы видим, что в этом процессе не компьютерный мир насаждает свои стандарты, а наоборот, телевизионный мир задает свои. Возможно, это и правильно, поскольку подавляющая часть конечных пользователей ни разу не задумывались, каково рабочее разрешение их мониторов, но термин Full HD по крайней мере слышали и знают, что это есть хорошо.

«Мониторные» экраны 16:10 и «телевизионные» 16:9 визуально очень близки между собой, и различие бросается в глаза только профессионалу. Иные же покупатели и не заметят разницы в форматах, тем более что производителям не всегда выгодно ее обозначать. С внедрением нового формата мониторы слегка «усохли», и вместо полных 19 дюймов мы имеем на 1,75 см меньшую диагональ (18,5), хотя большей частью они продолжают позиционироваться как «девятнашки». То же касается и 22-дюйм мониторов: при существенном росте разрешения их диагональ также сократилась на полдюйма. С 24-дюйм мониторами положение еще менее однозначно: они бывают трех разновидностей: 23, 23,6 и 24 дюйма (во избежание путаницы последнюю из них мы также расцениваем как 23,6). Совсем не пострадали в диагонали 20-дюйм мониторы, которые, тем не менее, принесли в жертву прогрессу 324 тысячи пикселов и некоторую часть площади (формат-то стал немного поуже). Не все производители торопятся донести эти изменения до потребителя, округляя дюймы в выгодную для себя сторону.

Сверхширокоформатные мониторы менее чем за полгода подняли свою долю в предложении с 5 до почти 25%, и этот показатель продолжает расти. Доля в продажах превысила треть, а это значит, такие мониторы не просто предлагают — их покупают, они являются востребованным товаром. Это — самый наглядный индикатор того факта, что покупатель принял обновленный продукт.

Начало эпохи

Стартом данного тренда можно считать сентябрь 2008 г.: это время ознаменовалось началом продаж мониторов Asus VW161D и Benq G900HDa. Месяцем позже компания Benq вывела на рынок еще четыре модели, приступив к формированию предложения в трех наиболее перспективных сегментах 19″ (18,5), 22″ (21,5), 24″ (23,5). В ноябре мониторы 16:9 начали поставлять фирмы Samsung и ViewSonic. Первая модель от Acer появилась в преддверии нового года, от LG — в конце I квартала 2009 г., а в марте-апреле уже все популярные производители продавали свои модели нового формата. Динамика роста доли таких мониторов представлена на рис. 1.

Рис. 1. Динамика доли мониторов формата 16:9 в товарном предложении.

Сейчас предложение мониторов 16:9 охватывает целый ряд диагональных сегментов. Наиболее значимыми из них являются 21,5- и 23,5-дюйм, на момент написания этой статьи каждый из них насчитывал порядка 20 моделей.

По состоянию на лето текущего года дальше всех во внедрении нового формата продвинулась компания BenQ: более половины всех устройств, предлагаемых под этой маркой в России, уже имели новое соотношение сторон (см. таблицу и рис. 2). У Samsung 30% предложения также уже сконцентрировано внутри категории 16:9 (а если учитывать огромный модельный ряд компании, то суммарно по количеству новых моделей Samsung является безусловным лидером), у Acer — 25%. Представление об общей картине рынка вам поможет составить рис. 3, на котором приведены доли производителей, выпускающих свои мониторы16:9.

Нежелание компании NEC быстро внедрять новый формат вполне объяснимо: компания специализируется на профессиональных мониторах. Эта консервативная ниша не слишком нуждается в снижении цен, не имеет особенной выгоды от смены формата (в цветопробный монитор не поставить бытовую матрицу, их все равно требуется производить отдельно) и до последнего будет сопротивляться нововведениям.

Рис. 2. Доля предложения мониторов формата 16:9 в модельном ряду компаний.

Рис. 3. Доли производителей в продуктовом предложении мониторов формата 16:9.

Возможности и ограничения

Новый стандарт можно считать по большей части мультимедийным. Особенно справедливо это для мониторов с разрешением Full HD (1920×1080). Другие признаки монитора для развлечений — наличие динамиков и входа HDMI — также достаточно часто встречаются среди подобных моделей. Однако многим вендорам еще предстоит нужно много пройти по данному пути. Судя по отзывам пользователей, весьма весомая часть мониторов, рекламируемых как «HD 1080p», не поддерживают данный стандарт: несмотря на разрешение Full HD, мониторы искажают видеосигнал с BD-плеера, поступающий по HDMI, обрезая края изображения и растягивая его вместо вывода точка-в-точку (эффект нельзя убрать из настроек монитора), пропуская кадры изображения (недостаточна мощность электроники монитора при выводе видеоизображения) или иным способом.

Весьма распространены мониторы с диагональю менее 23 дюйма, выполненные на базе матриц с разрешением Full HD, имеющие очень малый размер пиксела. У 21,5-дюйм дисплея с разрешением 1920×1080 размер одной точки равен 0,248мм — это меньше, чем у любого монитора на потребительском рынке. Подобные модели приходят на рынок, заменяя собой 20-дюйм широкоформатные мониторы, их ключевое преимущество перед последними — не лишние полтора дюйма диагонали, а также возможность просмотра HD-контента без потери качества изображения. В большинстве своем это мониторы, для которых наиболее применимы мультимедийные приложения, в частности, просмотр фильмов с BD-плееров в формате 1080p, видеоигры (разумеется, на консолях нового поколения). Производители получили в свои руки мощный фактор продвижения новых мониторов в виде типично мультимедийного разрешения (и размера пиксела), и что было сил пользуются им, рекламируя «правильные Full HD-мониторы».

Мониторы формата 16:9 так быстро укрепились в своих позициях в первую очередь благодаря своей привлекательной стоимости. На рынке подобные устройства ощутимо дешевле своих 16:10-собратьев, особенно это заметно при сравнении 24- и 23,5-дюйм устройств: последние продаются в среднем на 44% дешевле, чем первые. Отчасти это обусловлено наличием в 24-дюйм сегменте ощутимого количества профессиональных моделей на VA- и IPS-матрицах при полном отсутствии таковых в 23,5-дюйм, но даже если отсечь эту часть предложения, разница в цене составит 21% в пользу мониторов нового формата. Наименее заметны ценовые различия между 19- и 18,5-дюйм мониторами: стоимость последних ниже лишь на 11%. Отметим, что 21,5-дюйм модели не очень соотносятся с общей концепцией (рис. 4). Связано это прежде всего с высоким рабочим разрешением, а следовательно, и повышением стоимости матрицы. Поэтому ожидаемого удешевления на треть не происходит. В целом же, при таком соотношении сторон производителям удается предложить существенно более дешевые аппараты при сохранении функциональности, что сейчас актуально.

Нарезая ЖК-пластины одного размера как для мониторов, так и для телевизоров, их производители могут экономить сырьевые и производственные ресурсы, и за счет эффекта масштаба матрицы получаются ощутимо дешевле. Кроме того, современные листы, из которых нарезаются матрицы, имеют такие геометрические размеры, что выход полезной продукции при новых типоразмерах оказывается существенно выше. В конченом итоге эта стоимость ретранслируется в стоимость конечного продукта, что устраивает как участников рынка (стимулирующих продажи), так и конечных потребителей.

Рис. 4. Сравнительная диаграмма стоимости мониторов формата 16:10 и их аналогов 16:9.

Появление мониторов формата 16:9 заметным образом повлияло на рынок, отобрав часть сегмента развлекательных устройств у дисплеев 16:10. Среди новинок пока не наблюдается устройств премиум-класса, но, скорее всего, это дело времени, и ниша заполнится в ближайшем будущем.

Резко сократилось количество новинок с форм-фактором 16:10, зато мониторов нового формата появляется очень много. Сразу видно, какой сегмент производители считают значимым и «рекомендуемым к освоению». Смещения категорий офисного оборудования пока еще не заметно, и здесь перспективы нового формата не очевидны. Однако в нише low end-решений, в сегменте мультимедиа и (в перспективе) ТВ лидер уже очевиден.

Мнение эксперта

Александр Воскресенский, старший специалист по продукту департамента информационных технологий компании Samsung

Динамичное распространение формата 16:9 на рынке мониторов вполне закономерно. Во-первых, в них используются новые матрицы, которые определенно дешевле формата 16:10, что благотворно отражается на стоимости конечных устройств. Во-вторых, (и это, наверное, даже более важно), такие устройства закладывают основу для скорейшего слияния телевизионного и мониторного рынков, что сулит последнему огромные перспективы.

Домашний потребитель компьютеров становится все менее профессиональным, соответственно, растет важность удобства использования оборудования, причем преимущественно — в развлекательной сфере. Мониторы все чаще должны обеспечивать изображение мультимедийного контента и кино, и устройства формата 16:9, которые в большинстве своем Full HD или HD Ready (по крайней мере в нашей линейке), отлично это обеспечивают. В настоящее время поставляются уже не какие-то абстрактные «продукты конвергенции», а первоклассные мониторы и полноценные телевизоры в одном устройстве. Они имеют привлекательный дизайн, могут работать в режиме телевизора и без подключения к компьютеру, у них есть пульт ДУ; есть встроенные колонки и все прочее.

Компания Samsung является одним из основателей устройств класса монитор/ТВ, т. е. мониторов, оборудованных тюнером, и уже сейчас мы продвигаем целый ряд таких моделей двух серий, имеющих в названии расширение HD (933/2033/2333HD и P2270/2370/2470/2770HD) с диагональю от 19 до 27 дюймов. С усилением конвергенции рынков и технологий данное направление должно получить новый импульс к росту. Тем более что из-за некоторых различий в ценообразовании между телевизорами и мониторами они получаются более выгодным приобретением, чем традиционные ТВ, особенно в малых дюймах (19 и 20). В среднесрочной перспективе мы не исключаем существенного оттеснения телевизоров с их традиционной ниши, по крайней мере в сегменте средних диагоналей (до 32 дюймов). Для мониторов открывается дорога к росту диагонали, что крайне важно для отрасли в целом.

Мониторы всегда имели более прецизионные матрицы по сравнению с основной массой телевизоров, и, например, наши 26-дюйм модели — это полноценные Full HD мониторы, в то время как подавляющее большинство ТВ в этом дюйме обладают более слабой матрицей. И это может оказаться очень востребованным, скажем, для подключения игровых консолей. Мир мониторов также может принести еще одно новое качество на домашний рынок. Среди ТВ наблюдается резкое снижение количества различных типоразмеров, и образовались «разрывы» (22, 26, 32 дюйма). Однако это не всегда хорошо: пользователям необходим выбор, в частности, из-за различных физических ограничений расположения аппарата в домашнем интерьере. И сейчас мы расширяем линейку мониторов с тюнером в не свойственные для телевизоров сегменты — 24 и 27 дюймов.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.