Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследования ряда сегментов российского рынка информационных технологий в I полугодии 2009 г.

Компьютеры

Общий объем рынка компьютеров (настольные ПК, ноутбуки/нетбуки, серверы стандартной архитектуры) в I полугодии составил около 2870 тыс. шт. При этом более 56% продаж в натуральном выражении приходится на настольные ПК с учетом «самосбора», более 42% — на мобильные ПК, и примерно 1% — на серверы. По сравнению с показателями аналогичного периода 2008 г. доля мобильного сегмента выросла на 7,5 процентных пункта, превысив 42% рынка ПК; почти 7% из них пришлось на нетбуки. Хотя надо отметить, что темпы снижения доли стационарных устройств в острой фазе кризиса все же замедлились, особенно если сравнить с показателями уже второй половины 2008 г. (см. рисунок)

По сравнению с докризинсным первым полугодием 2008 г. продажи десктопов упали на 43%, а стандартных ноутбуков — на 30%. Нетбуки как новый сегмент выросли почти в два раза, что неудивительно: в первой четверти 2008 г. на российском рынке этой категории устройств еще просто не было. Наиболее же пострадавший сегмент — это серверы: более 65% падения.

Динамика соотношения продаж настольных и мобильных ПК в натуральном выражении.

Лидирующую группу компаний на рынке ПК по итогам полугодия составили* Acer, Depo, Hewlett-Packard, Kraftway и K-Systems.

В сегменте мобильных ПК в первую пятерку вошли* Acer, Asustek, Hewlett-Packard, Samsung и Toshiba.

В сегменте серверов лидируют компании* Aquarius, Depo, Hewlett-Packard, IBM и Kraftway.

Устройства визуализации

Мониторы. Показатели первого полугодия 2009 г. на рынке мониторов оказались очень разочаровывающими. Продажи составили 1,88 млн устройств на сумму 354 млн долл., что меньше результатов аналогичного периода 2008 г. на 47% и 65% соответственно. Учитывая, что указанные объемы являются показателями sales out (а sales in вендоров был существенно меньше), продавались во многом прошлогодние стоки, зачастую существенно более дорогие, чем вновь завозимая продукция.

В марте начали массово продаваться широкоформатные мониторы с соотношением сторон не 16:10, а 16:9. Доля таких устройств (имеющих серьезное ценовое преимущество по сравнению с другими форматами) быстро растет и по итогам июня уже составляла четверть рынка.

В течение всего полугодия продолжала расти концентрация рынка — на ведущую тройку по итогам II квартала приходилось уже 78% (а в июне, например, превысила 82%). Второй эшелон чувствует себя более-менее нормально, но «хвост» очевидно отмирает. Бессменным лидером рынка осталась компания Samsung, далее следуют Acer и LG.

Мультимедийные проекторы. Объем российского рынка мультимедийных проекторов составил менее 28 тыс. устройств, что почти вдвое меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. В денежном выражении рынок составил лишь 32,6 млн долл., т. е. в деньгах падение по отношению к предыдущему периоду было еще больше, почти на 57%, что объясняется снижением средней стоимости устройств, которая опустилась до 1177 долл. и держалась на этом уровне оба квартала. То, что не наблюдалось огульного снижения цен, мы рассматриваем как положительный фактор, поскольку во время экономического кризиса оно все равно не способно привести к заметному увеличению продаж, особенно на нишевом рынке.

По итогам полугодия лидером данного рынка стала компания Acer, кроме нее в первую тройку входят* BenQ и Epson. Стоит отметить и группу вендоров, также показавших значительные объемы продаж: NEC, Sanyo и Toshiba*.

Жидкокристаллические телевизоры. Первое полугодие 2009 г. для рынка ЖК-телевизоров было очень непростым. В I квартале, благодаря «сбросу» потребителями быстро дешевеющих рублей, рынок даже немного подрос по отношению с 2008 г., но затем во II квартале просто обрушился. В результате по итогам полугодия продажи составили около 1,6 млн устройств на сумму 1,07 млрд долл., снизившись относительно аналогичного периода предыдущего года на 11% и 38% соответственно. Опережающее падение денежных показателей было обусловлено более чем 30%-ным снижением средней стоимости, что, впрочем, не смогло поддержать продажи: розница к лету чувствовала себя очень плохо.

Телевизоры со стандартным (4:3) соотношением сторон все увереннее уходят в нишу — на кухню, на дачу. За год их доля драматично уменьшилась и к лету составляла уже всего лишь 6%. Основным «бенефициаром» оказался 32-ой дюйм, который и так уже давно является ключевым типоразмером на рынке телевизоров.

Во время острой фазы кризиса у некоторых вендоров наблюдалось существенное превышение отгрузок над реальными продажами в России. У некоторых, наоборот, — из-за серьезной нехватки товаров продажи в России оказались существенно выше отгрузок. Поэтому позиции компаний очень сильно менялись от квартала к кварталу. В целом, по итогам полугодия по-прежнему лидером осталась компания Samsung, далее следуют Philips и LG.

Плазменные панели и телевизоры. Если в I квартале показатели продаж в натуральном выражении повысились почти на 32% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., то во II уже наблюдалось снижение на 38,5%. В целом по итогам полугодия продажи составили почти 200 тыс. устройств, что всего на 4% меньше показателей 2008 г. Однако, вследствие более чем 40%-го снижения средних цен суммарная выручка составила всего 216 млн долл. (падение на 43%). В целом за полугодие «плазма», как преимущественно розничный товар (если не считать относительно небольшой доли корпоративных решений), в полной мере испытала на себе «прелесть» проблем розничного сектора.

Из технологических решений стоит отметить рост доли 32-дюйм «плазм» до четверти всего рынка, что очевидно связано с востребованностью самых дешевых решений.

Что касается проблемы «вытеснения плазмы», то приходится констатировать, что еще один игрок — компания Pioneer— к сожалению, практически выбыла из борьбы. Однако LG, Panasonic и Samsung*, на которых приходится подавляющая часть продаж, пока не подают сигналов об уходе с этого рынка.

Информационные панели. Одним из наиболее пострадавших вследствие кризиса рынков оказался сегмент больших профессиональных мониторов для публичного применения. В I квартале текущего года рынок профессиональных панелей показал падение на 63% по отношению к аналогичному периоду 2008 г., II квартал был также довольно плохим, хотя темпы падения несколько уменьшились — «всего» до 45%. В конечном итоге за полугодие было продано всего 2,2 тыс. панелей, что на 56% меньше показателей аналогичного периода прошлого года. Примечательно, что это был почти единственный рынок, где практически не наблюдалось снижения средневзвешенной стоимости продукции, и падение денежных показателей до уровня 7,3 млн долл. было соразмерно натуральным.

На удержание средней стоимости работал и существенный сдвиг структуры продаж рынка в сторону больших диагоналей. Однако это, к сожалению, пока тяжело считать трендом, поскольку такое структурное изменение в первую очередь было связано со «схлопыванием» массовой составляющей рынка.

В данном сегменте традиционно сильны позиции* LG, NEC, Panasonic, Samsung, Sony.

Цифровые видеокамеры. На рынке цифровых видеокамер было продано 183 тыс. устройств, что почти на 50% меньше прошлогоднего результата. В деньгах рынок ужался еще сильнее (на 56%).

В первую пятерку, обеспечивающую продажи подавляющего большинства камер (более 95% в натуральном исчислении), вошли* Canon, JVC, Panasonic, Samsung, Sony. Можно отметить, что заметно увеличили свои доли компании, активно продвигавшие видеокамеры, пишущие на flash-память.

Устройства hardcopy

Принтеры и МФУ. Общий объем рынка принтеров и настольных многофункциональных устройств в первом полугодии 2009 г. составил 1,3 млн шт. — на 45% меньше, чем в соответствующем периоде 2008 г., при этом в обоих кварталах динамика рынка была почти одинаковой. В денежном выражении продажи сократились несколько больше — почти на 50% (257 млн долл.).

Характерной особенностью динамики рынка явилось почти одинаковое по величине и синхронное снижение спроса как в сегменте принтеров, так и МФУ. Среди структурных изменений на рынке лазерных устройств стоит отметить заметное смещение спроса в сторону более скоростных монохромных принтеров для рабочих групп. Уменьшение продаж в категории принтеров производительностью 30+ стр./мин и в I, и особенно воII кварталах был значительно меньше, чем в целом на рынке принтеров.

По общему объему продаж принтеров и настольных МФУ в первом полугодии, как и раньше, лидировали компании* Canon, Hewlett-Packard и Samsung.

Сканеры. В первом полугодии общий объем продаж планшетных и документных сканеров составил 115 тыс. шт., а в денежном выражении — 20,4 млн долл. Наиболее заметно, особенно во II квартале, сократились продажи в сегменте массовых планшетных сканеров — почти вдвое относительно показателей прошлого года, в то время как спрос на документ-сканеры уменьшился не так значительно, а их продажи в I и II кварталах оставались примерно на одном уровне.

На рынке планшетных сканеров тройку лидеров по-прежнему составляют компании* Canon, Epson и Hewlett-Packard. В сегменте документ-сканеров наибольшая рыночная доля* у Epson, Fujitsu и Hewlett-Packard.

Расходные материалы. Объем продаж оригинальных картриджей для принтеров и настольных МФУ составил 8,3 млн шт. в натуральном выражении и 404 млн долл. — в денежном. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. рынок уменьшился и в денежном и в натуральном исчислении чуть более чем на 40%.

Совместимых картриджей для струйных принтеров Canon и Epson за первую половину года было продано 2,2 млн шт. на сумму 9,7 млн долл. Данный сегмент рынка показал падение в штуках почти на 30%.

Цифровые фотокамеры. На рынке цифровых фотокамер было продано около 1,5 млн шт., что на 35% меньше показателя аналогичного периода 2008 г. Лидером продаж по разрешению в первом полугодии стали 10-Мп камеры, на них пришлось почти 37%.

По количеству проданных камер лидирующая пятерка не изменилась, как и прежде в нее входят* Canon, Olympus, Panasonic, Samsung и Sony. Также не сильно изменилась и доля этой пятерки (чуть более 80% рынка). Однако здесь сменился лидер: первое место, ранее принадлежавшее компании Canon, теперь заняла Samsung.

Цифровые фоторамки. Объем рынка цифровых фоторамок в первом полугодии текущего года составил 143 тыс. штук. Самыми популярными стали 7-дюйм рамки, их доля составила более 60%.

В первой пятерке — компании* Kodak, Philips, Rekam, Samsung, Sony, на их долю приходится более 70% продаж в натуральном исчислении.

ИБП

Рынок ИБП в первом полугодии 2009 г., как и всех, не миновала волна снижения. Всего было продано почти 600 тыс. устройств на сумму около 108 млн долл., что примерно на 50% меньше аналогичного периода 2008 г. как в натуральных, так и в денежных показателях. Несмотря на то что мы ожидалось опережающее снижение денежной составляющей рынка, она снизилась практически на столько же, что и натуральные показатели. Скорее всего, это было связано с тем, что проекты на рынке ИБП длятся достаточно долго, и у ряда компаний-«тяжеловесов» продолжалась работа над большими проектами. Это позволило им показать отличные (для данного времени) результаты и несколько «вытащить» рынок вверх. Кроме того, сыграло роль некоторое подорожание продукции по сравнению с уровнями начала 2008 г.

Лидером рынка осталась компания APC by Schneider Electric, контролирующая до 50% продаж в денежном выражении. В первую пятерку также входят* Chloride, Eaton, Ippon и Powercom, и на долю этих пяти компаний в сумме пришлось 84% рынках в деньгах.

* Перечисление компаний дается в алфавитном порядке.

При перепечатке данного материала или его фрагментов ссылка на «Бестселлеры IT-рынка» обязательна.
Координаты аналитической компании ITResearch: (495) 974-2260; e-mail: expert_market@itresearch.ru
, www.itresearch.ru

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.