Фотокамеры

В 2008 г. на рынке цифровых фотокамер было продано 5,0 млн камер на сумму 1,4 млрд долл. Увеличение в натуральном исчислении относительно 2007 г. составило всего лишь 3%, а рост в денежном эквиваленте хоть и является положительным, но практически незаметен. Правда, по этим цифрам нельзя судить о поквартальной динамике продаж (рис. 1).

Рис. 1. Поквартальная динамика продаж фотокамер, 2008/2007 гг.

IV квартал на рынке цифрового фото, как и на большинстве других исследуемых сегментов, в связи с кризисом показал падение относительно предыдущего года (впервые за все время наших исследований рынка фото, и, с огромной долей уверенности мы можем сказать, что и за все время существование рынка цифрового фото в России), причем такое, что практически свел к нулю положительный вклад первых трех кварталов.

Из других знаковых событий года можно отметить, что во II квартале рынок в деньгах рос быстрее, чем в штуках. Это обусловлено появлением большого числа новых моделей, а также более высокой долей продаж зеркальных камер в данном квартале. Во втором полугодии тенденция обратная, – в связи с падением курса рубля цены на камеры в долларовом эквиваленте, без сомнения, стали ниже, как и в большинстве других сегментов, игроки рынка вынуждены были снизить долларовые цены на фотокамеры.

Среди компаний из первой десятки наибольший рост продаж в 2008 г. относительно предыдущего года показала Panasonic, также с неплохим плюсом были результаты у Kodak и Samsung. У двух последних этот успех связан с понижением средневзвешенной стоимости камер (за прошедший год – примерно на 20%). Увеличение средневзвешенной цены произошло только у двух производителей среди лидеров – Canon и Nikon, и это неудивительно, поскольку доля зеркальных камер в их структуре продаж в прошлом году была выше, чем в предыдущем. По деньгам в долларовом эквиваленте 2008 г. был заметно лучше 2007-го только у Canon, Kodak и Panasonic.

В прошедшем году лидером стало разрешение 8 Мп, хотя результат по продажам камер с этим разрешением несколько скромнее, чем по 7 Мп в 2007-ом – тогдашнего лидера (рис. 2). Зато доля 8 Мп и соседних разрешений 7 и 10 Мп (9 Мп не очень популярно) на 10% больше, чем годом раньше приходилось на 6, 7, 8 Мп. То есть размывание рынка по всему спектру различных разрешений сократилось.

Рис. 2. Динамика структуры продаж фотокамер с различным разрешением матрицы (2008/2007 гг.).

Возможно, это говорит о том, что начинает прощупываться оптимальное для большинства пользователей разрешение, величина которого растет семимильными шагами.

Высокая отрицательная динамика продаж разрешения «менее 6 Мп» (рис.3) обусловлена уходом с рынка большого числа популярных в прошлом моделей, в частности сменой 5-Мп бестселлера прошлого периода Canon PowerShot A460 моделью A470 (7 Мп). Больше половины продаж 6-Мп камер приходится всего лишь на две модели, популярность которых к концу года упала почти до нуля. В итоге, продажи 6-Мп камер в I квартале превысили их продажи в IV более чем в 15 раз.

Рис. 3 Динамика темпов роста продаж цифровых фотокамер с различным разрешением матрицы (2008/2007 гг.).

Значительное снижение долларовых цен (на некоторые популярные модели цены снизились до 30%) делает распределение продаж по ценовым диапазонам, которое мы раньше приводили, практически бессмысленным. Такое изменение могло быстро перекинуть уверенного «жителя» одного диапазона в другой.

Зеркальные камеры

С 2008 г. камеры со сменным объективом мы начали рассматривать в качестве отдельного подсегмента. Рост продаж зеркальных камер в 2008 г. по сравнению с 2007-м составил почти 30%, а годом раньше темпы роста были 100%. Та же картина сохранилась и в Q1 2008. И даже провальный IV квартал был немного лучше, чем Q4 2007. Все это говорит об опережающей динамике зеркальных камер, и неудивительно, что в конце 2008 г. доля зеркальных камер оказалась максимальной за все время исследований, – почти 5%.

Заметны изменения и в позициях вендоров. Если по итогам 2007 г. компания Canon лишь чуть-чуть опережала Nikon, то в 2008 г. она начала «уходить в отрыв», и теперь доля Canon примерно в два раза больше своего основного преследователя.

Лучшие относительные показатели по 2008 г. продемонстрировала компания Sony (рост продаж 2008/2007 более чем в два раза, увеличение доли – более чем в 1,8 раза). Этот успех напрямую связан с выходом на рынок трех моделей начального уровня.

Цифровые видеокамеры

Объем российского рынка видеокамер в 2008 г. составил 676 тыс. устройств в натуральном выражении на сумму 416 млн долл. Относительно 2007 г. в прошедшем году рынок снизился и в штуках (на 28%) и в деньгах (на 22%) Мы уже привыкли к тому, что рынок видеокамер не показывает положительной динамики, однако в отдельных подсегментах картина разная. Уже упоминалось о нисходящих трендах долей сегментов DVD- и miniDV-камер и восходящих – для сегментов HDD и Flash Memory. Сегменты DVD- и miniDV продолжили свое падение – с немаленькими сменными носителями народу хочется возиться все меньше и меньше. А вот если рассматривать отдельно сегменты HDD и Flash Memory (суммарная доля которых составляет уже больше 50%), можно заметить, что они прибавили не только в доле, но и в абсолютных величинах.

На рис. 4 наглядно показана динамика долей различных носителей в 2008 и 2007 гг.

Рис. 4. Изменение рыночной доли видеокамер с разными носителями (2008/2007 гг.).

Если касаться средневзвешенной цены по сегментам носителей (хотя и здесь надо учесть снижение долларовой цены из-за падения рубля), то без осторожности можно констатировать лишь тот факт, что этот показатель снизился по сегменту DVD-камер. Средневзвешенная цена HDD-камер уменьшилась на еле заметную величину, но с учетом увеличения объема жесткого диска и более продвинутого оснащения новых моделей мы можем считать, что цены на продукцию этого сегмента также снижаются. Средняя цена на камеры с miniDV и камеры на флэш-памяти повысилась. В случае кассетных камер причина в том, что с уменьшением популярности любительских устройств стали больше продаваться профессиональные модели. А в случае memory-камер повышение обусловлено сокращением доли Genius и прочих производителей недорогих камер и увеличением в данном классе доли премиум-брендов.

Динамика абсолютных цифр продаж HDD-камер во всех кварталах 2008 г. относительно аналогичных периодов 2007-го положительная. Не стал исключением и IV квартал, хотя рост Q4’08/Q4’07 был меньше, чем по остальным. В целом же в 2008 г. было продано в 2,8 раза больше HDD-камер, чем в предыдущем. Средневзвешенная цена камер этого сегмента упала более чем на 15%.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.