Со времени проведения в мае прошлого года подразделением компании КОМКОН «Интернет-омнибус» интернет-исследования предпочтений пользователей антивирусных программ, результаты которого были опубликованы в нашем журнале1, прошло уже достаточно времени, чтобы попытаться оценить произошедшие перемены.

Если к теме этой статьи применить проверенную временем поговорку: «Каков вопрос, таков ответ», то не останется сомнений в том, что результаты онлайнового исследования, проведенного фирмой «Ромир», о которых пойдет речь ниже, нужно оценивать с поправкой на репрезентативность отражения аудиторией пользователей Интернета мнений жителей всей страны. По оценкам Минэкономразвития, в 2008 г. из каждых 100 жителей России только 33 являлись постоянными посетителями Сети. Хотя и это число, скорее всего, нужно считать завышенным, поскольку в группу сетевых обитателей попадают и те, кто эпизодически пользуется ей, скажем, из интернет-кафе. Но также не вызывает сомнений и то, что аудитория, участвовавшая в исследовании «Ромир», является наиболее заинтересованной в установке средств антивирусной защиты, поскольку постоянно соприкасается с неиссякаемым источником компьютерных угроз и на собственном опыте убедилась в необходимости подобного ПО. С маркетинговой точки зрения эти люди, конечно, для производителей антивирусных средств представляют главную целевую группу.

Что на портрете?

В качестве основной задачи исследования было заявлено «определение портрета пользователя антивирусного ПО». Как уже упоминалось, для этого был проведен онлайн-опрос со случайной выборкой респондентов. Были получены анкеты от 2225 интернет-пользователей старше 14 лет.

Лишь небольшое количество ответивших (2%) не попали в группу счастливцев, владеющих домашним компьютером. Видимо, для ответа на вопросы они использовали служебный ПК. Из 2191 участника, не замеченного в нецелевом использовании оргтехники, 51% имеют дома только настольный компьютер, 18% — ноутбук, а оставшиеся 31% «доросли» до эксплуатации и того, и другого. Причем одним ПК пользуется половина всех респондентов, двумя – 40%, оставшиеся 8% имеют домашний компьютерный парк, состоящий из трех и более «боевых» единиц.

Большим успехом антивирусной пропаганды можно считать то, что количество установивших ПО для борьбы с «зловредами» на свои домашние ПК, приближается к абсолюту. Только 2% ответивших его не имеют! Но не стоит спешить называть всех их беспечными, среди этих «отщепенцев» вполне может быть немало тех, у кого на входе в домашнюю сеть стоят получающие все большее распространение маршрутизаторы, значительно снижающие опасность атаки. Впрочем, наиболее действенной агитацией за такие программы является все более возрастающая активность самих вирусописателей.

Всем, попавшим в поле зрения «создателей портрета», как имеющим, так и не имеющим дома ПК, задавался вопрос о том, какие именно антивирусные программы они знают. Предсказуемо наибольшей известностью пользуются программы-пионеры отечественного рынка — «Антивирус Касперского» и Dr.Web, о них осведомлены 90 и 78% опрошенных соответственно (рис. 1).

Рис. 1. Распределение антивирусных пакетов по известности у российских пользователей.

Однако на компьютерах домашних пользователей антивирусные пакеты устанавливаются далеко не в полном соответствии с их известностью. Кроме чисто технических факторов, значимость которых для широкой публики все больше отходит на второй план, очень большое значение имеет как лицензионная политика (например, продажа «семейных» лицензий), так и банальная доступность бесплатных версий, распространяемых, например, через диски, прилагаемые к компьютерным журналам.

Чаще всего на единственном в доме компьютере можно встретить, конечно, «Антивирус Касперского» — 35% (рис. 2), но вот на второй позиции уже не Dr.Web, как в рейтинге популярности, а NOD32 фирмы ESET (28%). Эта компания проявляет в последнее время очень высокую маркетинговую активность. На третье место вышел антивирус Avast!, версия для дома которого является бесплатной. Ее можно под честное слово просто переписать с сайта.

Рис. 2. Какой антивирусный пакет установлен на единственном домашнем ПК.

Исследование показало, что когда в доме появляется несколько компьютеров, то предпочтения пользователей относительно антивирусов качественно остаются прежними, несколько меняются лишь числа, выражающие доли владельцев, у которых эти программные пакеты установлены.

Продолжающееся распространение домашних ПК приводит к тому, что все большее число людей, не обладающих специальными знаниями, начинают эксплуатировать их. Возник спрос на сервисные услуги, связанные с настройкой программного и аппаратного обеспечения ПК. Это подтвердили ответы на вопрос о том, пользовались ли владельцы посторонней помощью при установке антивирусных пакетов. Оказалось, что к такого рода услугам обращались 23% из них, а 75% справились с задачей самостоятельно (рис. 3).

Рис. 3. Как вы устанавливаете антивирусные программы?

Довольно высокий спрос на квалифицированную помощь при установке антивирусных программ вполне может привести к распространению сервисов по обеспечению информационной безопасности не только для предприятий, но и для частных лиц.

Исследование не обошло стороной и вопрос о том, какие антивирусные пакеты используются на рабочем месте респондентов. Работающие интернет-пользователи, а таковых набралось 1858 человек, расставили программы в полном соответствии с рейтингом их популярности, приведенным выше. Это говорит лишь о том (рис. 4), что принимающие окончательные решения о покупке ПО для организаций практически полностью доверяют общественному мнению.

Рис. 4. Структура антивирусных программ, установленных на рабочих местах респондентов.

Как всегда, нашлось 9% пользователей, которые даже не знают, какой антивирус охраняет их от компьютерных угроз на рабочем месте. Скорее всего, это означает, что им просто не приходилось сталкиваться там с подобными проблемами, а значит, защита выполняет свои функции в полном объеме.

О переменах

Сравнение результатов майского исследования с тем, о котором речь шла выше, выявляет качественное совпадение данных о распространенности лидирующей пятерки антивирусных пакетов на рабочих компьютерах. Лишь несколько увеличились доли занимающих первое и второе места «Антивируса Касперского» и ESET NOD32. А вот распределение долей пакетов, установленных на домашних ПК, изменилось существеннее. Бесплатная программа Avast! переместилась с пятого места на третье, потеснив признанных грандов. Причины этого рывка вполне укладываются в общие тенденции экономии затрат пользователями, которые наблюдаются на фоне экономических трудностей.

1 Cм. статью «Кто охраняет данные?», «Бестселлеры IT-рынка», 2008, N 3, с. 33.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.