Бытует мнение, что спрос на аналитику в условиях кризиса не должен падать. Чисто теоретически это так. Хотя есть еще и практическая сторона проблемы, связанная с вопросами сокращения издержек компаний в кризисные времена.

Начнем с теории. Основная проблема кризиса — резкое изменение рыночной конъюнктуры, которая перестает соответствовать производственно сбытовым, инвестиционным и маркетинговым планам. Причем законы изменения этой конъюнктуры труднопредсказуемы. Чтобы адекватно перестраивать (или подстраивать) текущую политику, компаниям необходимо оперативно отслеживать эти изменения, причем важность этой задачи многократно выше, чем в стабильные времена. Таким образом, спрос на рыночную аналитику действительно объективно должен возрастать. Следует только учитывать, что в данный момент наиболее адекватным может быть несколько другой исследовательский инструментарий. Хотелось бы проиллюстрировать это на нескольких примерах из текущей рыночной конъюнктуры.

Во-первых, возрастает ценность более оперативных данных, в частности, для прогнозирования поставок/закупок. Классический формат исследований — ежеквартальный трекинг рынка — сейчас оказывается недостаточным, желательно снизить временной квант обновления информации хотя бы до месяца. Аналитические компании стараются учитывать это. REAL–IT, например, сейчас ежемесячно рассчитывает индекс делового климата. Компания ITResearch добавила в свою линейку ежемесячных отчетов по структуре продаж на рынках (мониторы, ноутбуки) еще несколько сегментов — нетбуки и принтеры/МФУ. Важность оперативного реагирования понимают и вендоры. Некоторые из них стараются даже публично оглашать ежемесячные показатели (конечно, если они несут хоть какой то позитив).

Во-вторых, наблюдается сильный разрыв оценок рынка в форматах sale-in и sale-out. Причем последний становится более важным, ибо реально показывает процессы рассасывания продукции, зависшей в дистрибьюторском канале. Это напрямую связано с возможностью дополнительных поставок, чтобы они не перегружали склады. Соответственно вендорам очень важно понимать, как выглядит рынок на выходе канала первого уровня.

В условиях падения покупательной способности повышается роль анализа потребительских настроений, однако надо учитывать, что они довольно интенсивно меняются под влиянием динамичных изменений рыночной конъюнктуры. То есть надо повышать как оперативность использования результатов таких исследований, так и оперативность их проведения, хотя последнее сильно увеличивает их себестоимость.

Сейчас очень популярны экспресс-исследования/опросы. Их практикуют даже многие СМИ, особенно в online. Вопрос здесь только в методической корректности. Ведь необходимо грамотно подбирать и поддерживать стабильность экспертной панели для конкретных опросов, что не всегда достижимо, особенно в случае интернет-опросов.

Динамика проникновения кризисных процессов на различные локальные рынки неодинакова, что, в принципе, можно попытаться использовать. Это, в частности, относится к сопредельным рынкам стран СНГ. Например, по данным IDC, падение рынка печатающих устройств в Казахстане было беспрецедентным во всем регионе EMEA.

На нестабильном рынке важно следить не только за его интегральными показателями, но и за структурными изменениями. Например, стоит учитывать разнофазность падения розничной и корпоративной составляющих многих рынков, увязывая эти процессы со структурой продуктовых линеек поставщиков.

В настоящее время приоткрылось окно для продукции российских производителей, ибо ценовая конкурентоспособность импортного оборудования сильно упала. Очень активно отреагировал на эту возможность рынок компьютеров, на котором, как известно, весьма значительна доля российской сборки, в том числе и ее самосборного компонента. Отсюда наблюдались по крайней мере два следствия. Во-первых, в начале года повысился спрос на компьютерные комплектующие, во вторых, увеличилось присутствие российских компьютерных брендов в рознице.

С падением платежеспособности наблюдается рост популярности более дешевых решений. В качестве примера можно привести всплеск рыночной доли струйных устройств на рынке систем печати. В этом же ряду стоит всплеск интереса к уже, казалось бы, отыгравшим свое плазменным телевизорам, сумевшим выдвинуть очень конкурентное в сравнении с ЖК-устройствами предложение.

Очень пристально надо следить за ценовой динамикой рынков, по ряду массовых видов продукции наблюдаются (видимо, из за попытки очистки стоков) сильные ценовые флюктуации. В частности, в одном из комментариев ITResearch отмечалось беспрецедентно резкое падение среднерыночной стоимости на рынке мониторов.

Теперь пару слов о практической стороне, точнее, проблеме. Она в том, что аналитика, как инструмент маркетинговых департаментов, наряду с прочими их издержками, попадает под секвестирование. Обсуждать этот вопрос, вернее, правильность этой тактики, наверное, не слишком этично. Может восприниматься как самореклама аналитического сообщества, ведь известно, что «Бестселлеры» в значительной мере представляют на рынке его интересы. Но совсем не затронуть эту проблему нельзя. Ибо от игроков рынка раздаются голоса, что аналитикам именно сейчас надо быть наиболее активными, этого, де, требуют интересы рынка. Это, конечно, так, но не надо забывать, что аналитика — это тоже продукция, причем обладающая весьма высокой себестоимостью.

То же можно сказать и про СМИ, тем более аналитической направленности. Поэтому не имеет смысла скрывать, что кризис так же больно ударил по нам, как и по всей нашей ИКТ-индустрии. Собственно, это видно по похудевшим номерам нашего журнала, за что хочу извиниться перед нашими читателями, особенно подписчиками. Уверен, что это временное явление, и мы обязательно вернемся к полноформатным выпускам. Ну а пока постараемся компенсировать некоторое сужение объемов публикуемой в печатной версии информации расширением ее представленности в Интернете. В апреле, возможно, уже параллельно с выходом данного номера, мы планируем запустить независимый web-сайт нашего издания WWW.ITBESTSELLERS.RU, на котором будет размещаться и то, что не вошло в печатные версии, и оперативная аналитическая информация, которую «Бестселлеры IT-рынка» не могли публиковать из-за своей редкой периодичности. Подробнее о концепции нашего интернет-представительства мы расскажем позднее. Но одно очевидно уже сейчас: оно будет сильно акцентировано на поддержку подписчиков нашего журнала.

С уважением,
Ю. Бонкарев, главный редактор «Бестселлеров IT-рынка»,
e-mail bonkarev@itbestsellers.ru.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.