Аналитическая компания ITResearch подвела итоги третьего квартала 2021 г. на российском рынке печатающих устройств. Результаты подтвердили тенденцию к сокращению рынка принтеров и настольных МФУ, отмеченную при анализе еще первого квартала года и подтвержденную также и во втором квартале. Несмотря на традиционное, в преддверии осени, повышение спроса, объем продаж по отношению к 3-му кварталу 2020 г. значительно сократился.

Всего за этот период было продано 555.4 тыс. устройств, на 19.4% меньше, чем год назад, при этом и в лазерном, и в струйном сегментах динамика была практически одинаковой. В то же время денежный объем рынка принтеров и настольных МФУ в третьем квартале сократился всего на 2.5%, составив 148.7 млн долл.

Меньший спад рынка в деньгах, чем в натуральном выражении связан с существенным подорожанием целого ряда моделей печатающих устройств, вызванным дефицитом электронных компонентов, а также проблем с логистикой у многих производителей. По сравнению с прошлым годом средняя цена устройства и в лазерном, и в струйном сегментах возросла почти на 20%, что, естественно, неблагоприятно повлияло на натуральный объем рынка.

Однако фундаментальными причинами падения спроса на печатающие устройства остаются ослабление «фактора удаленной работы» и неустойчивость с платежеспособностью потребителей как в массовом, так и в корпоративном сегментах. В прошлом году большинство домашних офисов уже были дооснащены необходимыми устройствами, поэтому очередные волны перевода сотрудников на «удаленку» уже не приводят к увеличению их закупок. Фактически, этот дополнительный спрос, обеспечивавший заметный рост продаж в прошлом году, был, в основном, удовлетворен.

В лазерном сегменте в третьем квартале было продано 413 тыс. принтеров и настольных МФУ, на 19% меньше, чем год назад. Более высокие темпы спада были в начальных скоростных категориях обоих типов устройств, что привело к росту доли высокопроизводительных моделей в структуре продаж.

В тройку лидеров лазерного рынка в 3-м квартале вошли компании HP, Kyocera и Pantum.

В струйном сегменте темпы спада в 3-м квартале ускорились и в категории принтеров, и МФУ, составив в целом около 20%. Всего было продано 141.3 тыс. устройств, при этом в структуре сегмента, как и в лазерном, заметно возросла доля моделей старших ценовых категорий (более 200 долл.), в том числе за счет бескартриджных струйных принтеров и МФУ.