Компания «Яндекс» запускает собственную облачную платформу «Яндекс.Облако». На этом рынке компания будет конкурировать с такими IT-гигантами, как Amazon, Microsoft и Google.

Платформа состоит из нескольких элементов. Один из них — масштабируемая виртуальная инфраструктура, которой можно управлять с помощью графического интерфейса, командной строки или используя инструменты разработки под Python и Go. Другой — сервис управления базами данных PostgreSQL, ClickHouse и MongoDB. Кроме того, клиентам будут доступны сервисы «Яндекса» на основе машинного интеллекта: комплекс распознавания и синтеза речи SpeechKit и сервис машинного перевода. В будущем компания добавит инструменты для разработчиков, инфраструктурные и аналитические сервисы.

Как рассчитывают разработчики, платформа позволит компаниям из разных отраслей разрабатывать и поддерживать веб-приложения и сервисы, используя технологии и инфраструктуру «Яндекса». Это поможет компаниям, которые хотят повысить эффективность или расширить бизнес, но сталкиваются с нехваткой ресурсов, технологических инструментов или компетенций. "Облако" же позволит решить эти задачи в короткие сроки и без больших вложений, сервис может стать даже альтернативой собственной IT-инфраструктуре компании.

«Яндекс» планирует установить на услуги «Облака» более низкие тарифы по сравнению с конкурентами. Так, виртуальная машина с двухъядерным процессором и оперативной памятью 8 Гбайт клиенту «Облака» обойдется в 1,8 тыс. руб. в месяц, тогда как в Amazon Web Services это будет стоить 4,7 тыс. руб., в Microsoft Azure — 5,7 тыс. руб., а в Google Cloud — 4,4 тыс. руб. А услуга синтеза речи, например, в «Облаке» будет стоить 180 руб. за 1 млн знаков, тогда как у конкурентов — 321 руб.

Объем инвестиций в разработку «Облака», которая длилась около полутора лет, в «Яндексе» не раскрывают, известно лишь, что основные вложения компания делала в команду. «Яндекс» тестировал платформу с апреля 2018 г. На этом этапе им воспользовались более 50 российских и международных компаний — в их числе, например, Тинькофф-банк, X5 Retail Group, «Битрикс24», S7 TechLab. На этапе запуска «Яндекс» работал с резидентами РФ и компаниями, имеющими представительство в России, но скоро сервис будет предоставляться и нерезидентам.

Объем российского рынка облачных услуг в «Яндексе» оценивают примерно в 400 млн долл., ежегодно он растет на 10–20%. На сегменты IaaS/PaaS («инфраструктура и платформа как сервис»), в которых будет работать «Облако», приходится чуть меньше половины рынка, т. е. около 200 млн долл.

По оценке Gartner, мировой рынок публичных облачных сервисов в 2018 г. вырастет на 21,4%, до 186,4 млрд долл., а по итогам 2021 г. может превысить 300 млрд долл.

Источник: по материалам «Коммерсанта»