После того как агентство Reuters со ссылкой на слова неназванного чиновника из администрации президента США заявило о новых «санкциях из ада», которые прямо ограничат ввоз смартфонов на российский рынок, разразился информационный шторм. Однако в чём именно будут заключаться ограничительные меры и так ли велико возможное их влияние на соотечественников?

Прежде чем впадать в панику, нужно оценить вопрос с трёх сторон: в каком случае такие санкции могут возникнуть, в чём они будут заключаться и чём это грозит конкретному пользователю смартфонов? При ближайшем рассмотрении каждый из указанных пунктов не выглядит экстремально тревожным.

Условия: информация о возможных санкциях логически следует из недавнего заявления Дж. Байдена о готовности США и их союзников ответить решительными экономическими и другими мерами в случае военной эскалации между Россией и Украиной. Таким образом, для начала рестрикций необходим по меньшей мере casus belli, который вызовет активные военные действия обеих сторон. Однако, судя по свежему заявлению ОБСЕ, 23 декабря 2021 года на Юго-Востоке Украины достигнуто перемирие и продолжается переговорный процесс.

Тем не менее вероятность негативного развития событий сохраняется на достаточно высоком уровне, поэтому важно понимать, что именно угрожает российскому рынку.

В чём будут заключаться санкции: если ограничиться сферой телекома, то из сообщения Reuters следует, что логика будет похожа на недавнюю историю с Huawei. То есть это блокировка доступа к передовым полупроводниковым технологиям, значительная доля которых принадлежит (как интеллектуальная собственность, так и физически) США, а также к американскому ПО. В таком случае рестрикции затронут не только непосредственно производство США, но и выпуск по всему миру.

Иными словами, помимо пресловутых «айфонов», ограничения, возможно, распространяться на все американские компоненты в любых зарубежных изделиях, в том числе и в тех, что изготавливаются не в США, но по их технологиям. Для обеспечения санкций власти США, пользуясь экстерриториальностью своего права, могут преследовать тех, кто нарушил сам режим рестрикций или помогает это сделать.

Теоретически такое должно привести к повышению цен в низком и среднем ценовом сегменте. Но на практике это вряд ли произойдёт или будет ощутимым для потребителя: конкуренция среди производителей высока, а российский рынок — очень привлекателен и ёмок. Тем более что в критическом случае вряд ли произойдёт ценовой скачок: сегодня международное распределение труда даже теоретически не позволит серьёзно ограничить обращение электронных компонентов, да и «подсанкционные» технологии уже давно не сконцентрированы только на американских разработках. Без современных смартфонов Россия точно не останется«.

Чем это грозит российским пользователям гаджетов: в ближайшей перспективе пострадают всё те же потребители премиального сегмента — телефонов Apple и (с определённой вероятностью, поскольку Южная Корея входит в число союзников США) Samsung. При этом нужно понимать, что доля «яблочных» смартфонов, по самым смелым оценкам, у нас не доходит до 15 %. Причём считая все модели, присутствующие в обороте. Доля корейского гиганта (по продукции всех ценовых сегментов) — до 30 %.

Исходя из того, что большую часть отечественного рынка занимают телефоны китайских и российских брендов, шоковой реакции не будет. Так, доля премиального сегмента невысока, а поставки другой техники из Китая даже в самом жёстком варианте санкций не прекратятся немедленно (в известном случае с китайским гигантом, производящим электронные компоненты, в том числе и на рынок США, официальный переходный период длился год). В целом мы не видим катастрофической угрозы. Ведь даже ограничения в установке ПО вряд ли станут камнем преткновения: в настоящий момент существует несколько независимых систем (включая ту же Harmony OS, а также ряд российских разработок), способных заменить американские оси«.

Таким образом, «санкции из ада» для ниши смартфонов в России вряд ли окажутся слишком чувствительными и глубоко затронут общество. В условиях международного разделения труда, привлекательности обширного рынка РФ и высокой конкуренции в телекоме запреты окажутся, скорее, «выстрелом в ногу» для американских и корейских производителей и шансом для китайских и российских на передел рыночной системы на своих условиях.

Илья Петров, ведущий бренд-менеджер DIGMA