В конце мая компания Samsung заявила о планах занять на рынке профессиональных панелей долю в 50%. В связи с этим сообщением заслуживает внимания не только исполнимость планов этого уважаемого производителя, но и сам факт акцентирования внимания на этом рынке.

Если начинать с «конца», то интерес ведущих производителей к рынку информационных панелей очевиден и полностью обоснован. Дело в том, что у этой отрасли потрясающий потенциал, связанный как с возможностью четкого таргетинга (донесения рекламы и информации до нужных людей — направление Digital Signage), так и с высоким спросом со стороны государства и бизнеса.

Даже предварительные прикидки показывают, что у этого рынка очень большой потенциальный спрос, исчисляемый многими миллионами устройств (которые при этом еще и очень недешевы, что хорошо отражается на марже). Это подтверждают и прогнозы аналитиков. По прогнозам исследовательской фирмы DisplaySearch, рынок цифровых информационных дисплеев вырастет более чем в четыре раза в течение следующих шести лет — с 2,23 млн единиц в 2010 г. до 9,09 млн единиц в 2016 г.

Российский рынок информационных панелей, по сравнению с этими цифрами, находится в зачаточном состоянии. В 1 квартале 2010 г. по данным ITResearch в России было продано 2,2 тыс. устройств, что ровно в 2 раза больше уровня аналогичного квартала 2009 г. В денежном выражении рост был еще более значительным — + 170%. Прогноз на весь год составляет 10-12 тыс. устройств. То есть рынок вполне может выйти на уровни 2008 г. (поскольку в том году четвертый квартал был «запорот» разгоревшимся кризисом).

Таким образом, понятно, что текущие цифры очень далеки от потенциальных, а значит, рынок информационных панелей действительно ждет быстрый рост. Очевидно, Samsung это понимает и не хочет упускать своего, ведь компания всегда нацелена на захват лидерства во всех отраслях, где она работает.

По данным DisplaySearch, общемировая доля рынка компании Samsung Electronics в сегменте информационных ЖК-панелей, которые составляют основную часть рынка информационных панелей, в 2009 г. достигла 41,9% (463 000 реализованных единиц) и, по прогнозам аналитиков, увеличится в этом году до 48,8%. Так что до заявленной вендором цели осталось не так уж много.

В России пока ситуация чуть более конкурентна. По итогам 2009 г., по данным ITResearch, у Samsung первое место и доля рынка в сегменте ЖК панелей — около 45%, так что еще есть, куда расти.

Необходимо помнить также, что рынок информационных панелей включает также и сегмент плазменных устройств, который на российском рынке по итогам 2009г. составлял около 40% (на мировом рынке эта цифра такого же порядка). Поэтому в целом на рынке инфопанелей доля Samsung в России составила в 2009г. 32%. Другое дело, что ЖК-панели постепенно теснят плазму, но этот процесс небыстрый, поскольку у плазмы есть очень хороший запас по цене.

При этом ITResearch считает, что доля в 50% не является «нормальной» и при всем уважении к Samsung, даже если в мире компании удастся достичь заявленной цели, то вряд ли она закрепится на этом уровне надолго. Дело в том, что данная отрасль развивается в нормальный, а значит конкурентный рынок. Но непреложным рыночным законом является то, что на массовых рынках ни одна компания не может бесконечно удерживать монопольные позиции.

Мы считаем, что лидер плазменного сегмента (Panasonic), а также компании, работающие на рынке ЖК (в первую очередь LG и NEC) вряд ли готовы будут на всех делить лишь «половинку яблока». Поэтому доля в 30-35 % на сложившемся рынке будет все же более реальна. Но скорее всего лидером останется именно Samsung.

Василий Мочар, аналитическая компания ITResearch.