Очередное обновление офисной платформы Microsoft характеризуется несколько иным фоном, нежели это было в момент выхода Mirrosoft Office 2007.

Прежде всего, нужно отметить: и PR и общая маркетинговая активность Microsoft в связи с выпуском этого набора продуктов намного уступает тому, что мы могли наблюдать во второй половине прошлого года в преддверии и сразу после выхода Windows 7. А ведь речь сейчас идет об обновлении фактически всего офисного программного семейства (за исключением Exchange 2010, которые вышел в конце прошлого года, и Communications Server 14, появление которого ожидается во второй половине текущего года). Тут полезно вспомнить, что направление Business Division (на Office приходится около 90-95% его объема) лидирует в структуре бизнеса Microsoft. По итогам последнего финансового года (окончился 30 июня 2009) на него пришлось 18,9 млрд. долл. дохода и 12,1 млрд. долл. операционной прибыли (общий доход корпорации составил 58,4 млрд., а продажи настольных Windows за тот же период— 14,7 млрд. долл.).

Так почему же информационный «шум» при более значительных показателях бизнеса намного меньше, чем в случае с ОС? Краткий ответ: потому что данное направление чувствует себя достаточно уверенно и не требуется особой маркетинговой поддержки, как в случае с настольной Windows.

Напомним, что предыдущая версия семейства — 2007 — вышла три года назад одновременно с Windows Vista. И такой объединенный выпуск был, наверняка неслучаен. Офисный пакет, как и операционная система, в тот момент переживали качественно важный этап в своем жизненном развитии. Речь, по сути, шла не о простой смене версий, а о переходе к новому поколению ПО. Достаточно хотя бы сказать о появлении реализации в Office 2007 качественно нового пользовательского интерфейса Ribbon (фактически этой первая смена интерфейса после выхода первых версий офисных приложений под Windows) и нового формата файлов, а также достаточно серьезной модификации программной модели приложений.

Судя по последовавшим вскоре после этого заявлениям Редмонда, следующий выпуск настольной платформы также должен был состояться «парой» в 2010 году, но весьма сложная ситуация с продвижением новой ОС, которая усугубилась не кстати нагрянувшим кризисом, заставили Microsoft резко сократить сроки подготовки Windows 7 и развернуть небывалую кампанию по ее продвижению.

Однако, если для Windows Vista, реализованные в ней новшества, достаточно сильно сказались на ее динамике продаж (в 2008-2009-гг году наблюдалось просто откровенное падение объемов, причем началось это еще до кризиса), то финансовые показатели продаж Office 2007 все эти годы были достаточно стабильными и даже в кризис практически не упали. И это при том, что в момент появления Office 2007 резко активизировались конкуренты Microsoft. Стоит упомянуть, например, об очередной попытке расширить зону свою присутствия на рынке офисного ПО сообществом OpenOffice, к которому присоединился такой мощный игрок, как IBM. Но самом главное, о своих амбициях в этой сфере заявил качественно новый поставщик — Google, который начал борьбу с монопольным положением Microsoft Office совсем с иного края, со стороны онлайновый сервисов в виде своего набора Docs Apps.

Прошедшие с момента выхода Office 2007 три года показали (об этом говорят и сведения ведущих ИТ-аналитиков, таких как Gartner, например): активизация конкурентов в виде продуктов Open Source и онлайновых сервисов как раз три года назад пока не смогла сколь-нибудь заметно поколебать монопольное положение Microsoft Office на рынке. В этой ситуации особой потребности в ускорении выпуска версии 2010 не было. Тем более, что Редмонд предусмотрительно подстраховался, перепрыгнув «чертову дюжину» в нумерации офисного пакета и дав следующей версии рабочий номер 14.

Microsoft не называет данные, на основе которых можно было бы судить о том, в какой степени Office 2007 смог за эти года сменить предыдущие версии пакета. Но можно довольно уверенно констатировать, что рынок в целом «свыкся» с новыми форматами файлов и модернизированным интерфейсом. Ribbon теперь включен в состав всех приложений Office 2010, «ленту» стали использовать в своих продуктах и независимые разработчики. Редмонд серьезно подготовился и к борьбе с противниками из сегмента онлайновых сервисов. Одно из главных новшеств версии 2010 — появление веб-приложений Office, в составе облегчённых веб-версиям Word, PowerPoint, Excel и OneNote (спасибо, Google!).

Однако главная перемена в офисном семействе Microsoft (точнее, это эволюционный процесс, который идет уже несколько лет) — это повышение в нем роли его серверной «троицы»: Exchange, SharePoint и Communications. И в первую очередь — это SharePoint, который сейчас является одним из ключевых направлений развития всей платформы Microsoft. Именно версия 2007 (теперь уже — предыдущая) обозначила переломную точку в развитии данного продукта, его признанию рынком в целом. В качестве примера можно сказать, что эксперты Gartner, говоря о мировом рынке решений ECM (Enterpise Content Management), подчеркивают, что речь идет не просто о повышении популярности ShareРoint, а о влиянии данной технологии на развитии ECM-рынка в целом.

Не вызывает сомнения, что значимость SharePoint (как в системе ПО Microsoft, так и с точки зрения потребностей заказчиков) будет повышаться. Наверняка этому будет способствовать интеграция в его версию 2010 (правда, только в редакцию Enterprise) функций аналитики и контроля бизнес-процессов предприятия, которые ранее поставлялись в составе решения Microsoft PerformancePoint Server 2007.

Андрей Колесов, обозреватель PC Week, внештатный эксперт «Бестселлеров IT-рынка»ю