В 2011 г/ компания Epson вывела на массовый рынок новую серию струйных устройств, использующих чернильные емкости вместо картриджей и получивших название «Фабрика печати Epson». Вместо традиционных картриджей с небольшим объемом чернил, устанавливаемых на печатающие головки, в этих моделях используются неподвижные большие емкости для чернил. Вместо 7–10 мл чернил в обычных картриджах, обеспечивающих печать 300–400 страниц, ресурса контейнеров емкостью 70 мл достаточно для печати до 11 тыс. страниц, что определяет существенно более низкую стоимость отпечатка по сравнению с обычным струйниками или лазерными принтерами нижнего ценового уровня. При этом инженеры Epson разработали систему контроля давления в емкостях, обеспечивающую стабильное качество печати вне зависимости от уровня чернил в контейнерах.

Используемая в моделях печатающая головка Epson Micro Piezo рассчитана на весь срок эксплуатации, а отсутствие в ней нагревательных элементов (технология Epson Micro Piezo использует пьезокристалл, который расширяется под воздействием электрического импульса и выталкивает чернила на носитель) позволяет повысить ее надежность.

За пять лет линейка бескартриджных струйных устройств «Фабрика печати Epson» значительно увеличилась, и в настоящее время в нее входит три десятка принтеров и МФУ, среди которых монохромные модели серии «М», а также 4- и 6-цветные модели формата А4 и А3 серии «L».

Смена модели бизнеса

Запуску в производство новой серии моделей предшествовал анализ предпочтений пользователей, проведенный вендором в странах с развивающимися рынками. Результаты этих исследований показали, что пользователи струйных устройств придают большее значение затратам на расходные материалы и одновременно хотели бы освободиться от частой замены картриджей – процедуры, вызывающей затруднения у многих неопытных владельцев струйных принтеров.

В результате компания решила изменить свой подход к производству струйных принтеров. Вместо недорогих устройств, производство которых субсидируется за счет продажи расходных материалов, вендор установил более высокие цены на устройства, обладающие увеличенным ресурсом печати, и снизил стоимость расходных материалов.

(В дальнейшем данную модель вендор применил и на рынках западных стран, где струйные модели «Фабрики печати» под брендом ECO Tank начали продаваться с 2013 г.)

Сделав ставку на более дорогие при покупке, но обеспечивающие существенную экономию при печати модели, компания Epson смогла значительно упрочить свои рыночные позиции на российском рынке струйной печати.



Уже вскоре после начала продаж принтеры и МФУ семейства «Фабрика печати Epson» стали занимать верхние строчки в списке наиболее продаваемых струйных устройств. Благодаря быстрому росту их популярности компании удалось значительно усилить свои позиции на российском рынке струйников, выйдя в лидеры по объему продаж в деньгах и заняв по этому показателю в 2015 г. свыше половины рынка.

Всего с момента выхода «Фабрики печати Epson» на российский рынок было продано без малого 700 тыс. принтеров и настольных МФУ этого семейства. И даже в условиях сокращения спроса востребованность этих моделей осталась на более высоком уровне, чем в целом по рынку массовых струйных устройств.

Выгода в канале

Важным фактором, способствующим активному продвижению этих моделей на рынок и быстрому росту продаж, с самого начала стала их привлекательность для канальных партнеров Epson. В отличие от большинства других моделей картриджных принтеров, рассчитанных на массового пользователя, прибыльность которых весьма невысока, у моделей серии «Фабрика печати Epson» остается достаточно большой запас по марже в канале. Его обеспечивают как более высокий уровень цен на устройства, так и достаточно консервативная ценовая политика, которой вендор придерживался даже в периоды нестабильности курса рубля. Как показала рыночная практика, меньшие затраты на печать для значительной части пользователей оказались более важным фактором, чем высокий «ценник» при покупке.

Широкий формат

Освоение рынка новым поколением струйников Epson осуществлялось в основном моделями формата А4, однако уже в 2014 г. в линейке «Фабрики печати Epson» появились первые принтеры формата А3, ориентированные на интенсивную цветную печать в офисе (универсальная 4-цветная модель Epson L1300) , а также устройства для печати фотографий как в домашних условиях, так и в рекламных агентствах и дизайнерских бюро (6-цветный принтер Epson L1800). В первой из этих моделей запаса чернил в емкостях хватает для печати до 7100 черно-белых и 5700 цветных страниц, а у второй без дозаправки можно напечатать до полутора тысяч цветных фотографий. Эти модели также быстро завоевали популярность у потребителей, причем принтер Epson L1300 неоднократно входил в десятку наиболее продаваемых струйных принтеров.

75 тысяч страниц без дозаправки

Хотя изначально принтеры и МФУ семейства «Фабрики печати Epson» были ориентированы на массового потребителя, прежде всего из числа фотолюбителей и пользователей в секторе SOHO, в дальнейшем бескартриджная технология проложила себе дорогу в сегмент бизнес-принтеров, способных поддерживать большие объемы цветной и черно-белой печати.

Осенью 2014 г. компания Epson представила на российском рынке свое первое семейство бескартриджных струйных принтеров и МФУ, ориентированных на корпоративных потребителей с большими объемами печати. В семейство Epson WorkForce Pro RIPS (Replaceable Ink Pack System) входят 4-цветные модели формата А4 и А3, обладающие сверхвысокими для струйных устройств ресурсными характеристиками. Установленных в устройствах контейнеров с чернилами объемом 1,2 литра может хватить для печати до 75 тыс. страниц. По своей производительности (до 34 стр./мин в монохромном и цветном режимах), экономичности печати и функциональности (поддержка двусторонней печати и печати с мобильных устройств, работа в сети, в том числе и в беспроводной, возможность защищенной печати) модели Epson WorkForce Pro RIPS служат полноценной альтернативой цветным лазерным офисным устройствам.

Устройства серии WorkForce Pro RIPS только начинают наращивать обороты среди крупных конечных заказчиков, а «Фабрика печати Epson» уже несколько лет успешно работает в различных сферах бизнеса, помогая существенно экономить на расходных материалах.

Вернуться к началу обзора «Уроки кризиса на рынке печатающих устройств»

Подробнее о ситуации на российском рынке печатающих устройств. см. «Бестселлеры IT-рынка», 2015, №3