Иванова Елена, директор по маркетингу компании «Электронные офисные системы» (ЭОС)

Про игроков рынка: поставщиков много, лидеры те же.

Про другие тренды, сначала коротко:

  1. Множество новых нормативных актов, легализующих электронные документы в различных сферах деятельности (госуслуги, финансово-бухгалтерская деятельность, государственное управление) и требующих от систем электронного документооборота (СЭД) функциональности для работы с электронными документами — подлинниками (а не электронными копиями, как это было раньше).
  2. Динамичное развитие системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и межведомственного электронного документооборота (МЭДО) серьезно повышает уровень требований к обеспечению межведомственного (межкорпоративного) взаимодействия СЭД как для оказания госуслуг, так и для управленческого документооборота.
  3. Появились, наконец, требования органов власти к СЭД.
  4. С подачи «Ростелекома» началось активное движение к использованию облачных вычислений и модели продажи ПО как услуги.
  5. Одновременно — в связи с динамичным развитием мобильных вычислений — все более востребованным становятся мобильные рабочие места. Причем, если раньше акцент делался на iPad, то теперь с большим разнообразием устройств, в том числе и гораздо более дешевых и доступных по цене, популярность мобильной работы с корпоративным контентом активно растет.
  6. Огромный рост интереса руководителей организаций к работе в СЭД и появление в связи с этим нового типа рабочих мест СЭД — АРМ Руководителя. И в следующем году эта тенденция будет нарастать. То есть, если год или два назад мы продавали мобильные решения в основном для работы руководства, то сейчас такими рабочими местами хотят обладать и руководители среднего звена. Таким образом, можно сказать, что «мобилизация» спускается сверху на средний уровень и становится более востребованной и массовой.

Как видим, главные тренды связаны с активностью регулятора (государства). Эта активность государства как регулятора СЭД, рано или поздно должна обрести организационные формы. Хочется надеяться, что уже в ближайшие год-два появится, наконец, уполномоченный федеральный орган, отвечающий за политику государства в этой области.

Одна из тенденций значимых, на мой взгляд, как в прошлом году, так и в будущем, — это движение отрасли в сторону SaaS: все больше поставщиков Enterprise Content Management (ECM) начинают предлагать свои системы именно по такой схеме. В прошлом году потребность со стороны пользователей ощутимо выросла, полагаю, в 2013 г. эта тенденция будет только нарастать. Но, думаю, игрокам рынка еще стоит достаточно больших усилий пропагандировать такой формат работы у пользователей. В большей своей части рынок к такому формату, на мой взгляд, пока не совсем готов. Но, как показал прошлый год, движение есть, и серьезное.

Что касается трендов на конец этого — начало следующего года, отмечу еще развитие функционала управления web-контентом (Web Content Management) и соответственно потребность в нем со стороны пользователей, бизнес-пользователей в первую очередь. Таким образом, от функционала ECM-системы ждут уже не только работы с документами, но и управления знаниями компании в целом, ECM рассматривается как среда работы, взаимодействия и общения сотрудников, т. е. пронизывает почти все процессы современного предприятия в целом.

Назову ряд требований к современным ECM-системам: кроссплатформенность (поддержка гетерогенных сред), работа на виртуальных машинах; возможность интеграции с различными информационными системами — CRM, системами учета складских ресурсов; интероперабельность — бизнес и государство требуют, чтобы различные системы могли понимать друг друга и работать друг с другом. На уровне государства тут подвижек больше, например, в рамках МЭДО и СМЭВ есть определенные стандарты, по которым взаимодействуют разные, в том числе и СЭД-системы.

Требования к интерфейсу по-прежнему очень высокие, и борьба между системами и вендорами за заказчика идет, скорее, не с технологической точки зрения, поскольку у всех систем функциональность примерно одинакова, а именно с точки зрения удобства работы с системой, продуманности и отточенности интерфейса, того, что зовется «юзабилити».

Простота интерфейса выходит на первый план и когда мы говорим об облачных продуктах. Система должна быть простой, интуитивно понятной и массовой. Ведь современные «облачные» продукты должны быть доступны любым заказчикам, в том числе и корпоративным, практически без участия внедренцев. Вы через Интернет узнаете о продукте, приобретаете право на его подключение, прокручиваете обучающие ролики по установке, запускаете мастер установки базовой конфигурации. При необходимости вы обращаетесь к консультанту, и лишь в последнюю очередь вы привлекаете людей в учебные классы. Только тогда «облачное» решение будет работать на малых предприятиях и в тех муниципалитетах, где точно нет ИТ-персонала, достаточных мощностей, и есть проблемы с инфраструктурой.

Необходима также электронная подпись (ЭП), отслеживание не только работы и исполнения документов, но и всего бизнес-процесса в целом: на какой стадии и что нужно, чтобы его оптимизировать, ускорить, сделать более эффективным.

Заказчик требует, чтобы в системах был реализован документооборот сложных управленческих структур, а значит, на первый план выходят требования по высокой производительности систем.

Вектор смещается в сторону управленческого персонала всех уровней. Если говорить именно о СЭД-функциях, то сосредотачиваемся на документе, а не на карточке документа, — организациям, практикующим оборот карточек, а не документооборот, будет, конечно, неуютно, но времена уже действительно изменились и работать так уже нельзя. Нужно быть готовым к тому, что при открытии документа пользователь будет видеть контент, все ключевые обобщения, а также работать непосредственно с документом (его электронным образом).

Новейший тренд — существенное расширение бизнес-функций, поддерживаемых мобильными решениями: подписание, согласование, вынесение резолюций, работа с проектами резолюций, получение отчетов об исполнении, контроль исполнения, работа с помощниками и без, хранение личного архива. Таким образом, мы можем сказать, что сегодня по крайней мере для управленцев мобильные решения становятся фактически единственным рабочим местом в СЭД. Если говорить о решениях с технологической точки зрения, то они должны давать возможность онлайн/офлайн-работы, клавиатурного, графического и звукового комментирования документа/ввода резолюции, полнотекстового поиска в личном архиве документов, использования ЭП (уже появилось сертифицированное ФСО-решение от компании «Алладин» для iOS, для Windows 7 ЭП уже поддерживается, для Windows 8 поддержка готовится), а также защищенного обмена данными.

Вернуться на главную страницу Обзора «Особенности мирового и российского рынков ECM/СЭД