Рынок компьютерных мониторов в 2009 г. оказался в числе наиболее пострадавших ИТ-отраслей.

Мы уже говорили о влиянии структуры потребителей на динамику различных рынков и, не углубляясь очередной раз в эту тему, отметим, что именно проблемы корпоратива, а затем его темпы выхода из кризиса и предопределили динамику российского мониторов (см. рисунок ).

Динамика рынка мониторов в 2009 г.

Источник: ITResearch

Несмотря на то, что уже очень много российских семей обзавелось домашним компьютером, мониторы остаются преимущественно корпоративно ориентированным продуктом (для последнего времени расчетный уровень составляет около 63%).

Рассуждая о потенциале продаж, надо помнить, что любой рынок состоит из трех частей: начальный (или первичный) спрос; вторичный (на замену) спрос и дополнительный спрос (второе и третье устройство в парке одного пользователя). Не отвлекаясь на относительно незначительную третью составляющую, отметим, что чем более зрел рынок (а рынок мониторов именно таков), тем более значима в нем именно та часть, которая отвечает за приобретения оборудования на замену выбывшего из строя или обновления уже установленного устройства. Организации различного типа накопили огромный парк компьютеров (и мониторов), которые закономерно стареют и вынуждены меняться, в то время, как парк десктопов в домах и меньше, и моложе. Кроме того, сильным трендом последнего времени является переход домашних пользователей на мобильные компьютеры, в то время, как на массовых офисных местах стационарные решения все же предпочтительны.

В первой половине 2009 года корпоративный сектор находился в «подавленном» состоянии, и как итог мы видим сильное падение рынка мониторов. В годовом исчислении падение натуральных показателей составило 47%, а денежных — 65%. Падение объемов продаж сопровождалось масштабным снижением средневзвешенной стоимости мониторов: данный параметр опускался ниже уровня 180 долл.. На снижение стоимости мониторов повлияли как глобальные факторы (произошедшее осенью 2008 г. снижение стоимости матриц), так и то, что дистрибьюторы распродавали мониторы по любой цене, лишь бы вытащить деньги и выполнить обязательства перед вендорами.

Вторая половина года была уже намного более обнадеживающей. Продажи мониторов увеличились по сравнению с первой половиной года на миллион штук, а средневзвешенная стоимость существенно выросла и по итогам полугодия составила уже 207 долл., что также указывает на выздоровление рынка. Последний квартал практически приблизился к уровням 2008 г., но это «выправление» еще обманчиво, поскольку соответствующий квартал был уже кризисным

Анализируя объемы и структуру продаж мониторов в 2009г. можно сделать достаточно обоснованный вывод о том, что продано было примерно столько мониторов, сколько нужно было продать для замены выбывших из строя. И хотя первичных продаж практически не было (что и не удивительно), можно рассчитывать, что в 2010 г. продолжающая стареть база мониторов (а их в 2003, 2004 и т.д. было продано очень много) начнет быть мощным «подсосом» рынка мониторов, обеспечив органический рост спроса как минимум на 10%.

К сожалению, бОльшей частью рынку мониторов остается рассчитывать только на вторичные продажи, поскольку первичные продажи все больше и больше блокируются ноутбуками, которые, начиная с 1 квартала текущего года, уже продаются лучше, чем десктопы. Данный тренд очень сильный, но при этом, конечно, не приведет к кардинальному схлопыванию рынка мониторов (пропорция через год будет где-то на уровне 60:40 в пользу ноутбуков в текущих продажах).

Существуют и другие факторы, которые оказали или еще могут оказать влияние на развитие мониторного рынка.

Например, в начале 2010 г. была введена 10% пошлины на мониторы с VGA входом (ранее она действовала только на DVI мониторы). К этому факту аналитики относятся весьма серьезно, поскольку он неминуемо приведет к существенному изменению структуры продаж на российском рынке мониторов. С уравниванием пошлин мониторы с цифровым входом становятся однозначно существенно более привлекательными, тем более, что себестоимость самого DVI невелика, и «цифровые» мониторы по входной стоимости теперь приближаются к «аналоговым». Учитывая рост популярности видеокарт с цифровым выходом, можно предполагать, что технологическая структура продаж достаточно быстро изменится (после продажи всех произведенных «старых» мониторов). Если по декабрю 2009 г. по оценкам ITResearch модели с DVI в продажах составляли около 18% , то еще до конца текущего года пропорция будет очень схожей, но уже в пользу DVI.

Важным технологическим трендом прошедшего полугодия следует считать появление и массовое начало продаж нового формата на рынке мониторов: с соотношением сторон не 16:10, а 16:9. К концу 2009 года их доля выросла уже до половины рынка, и становится очевидно, что в текущем году они превратятся в доминирующий формат на рынке мониторов, невзирая даже на противодействие корпоративных заказчиков, которые предпочитают «квадратные» мониторы. Причин здесь несколько. Во-первых, нарезка таких матриц экономически более выгодна. Во-вторых, есть еще и телевизионный рынок, потребляющий такие же матрицы, а унификация типоразмеров также важна для снижения издержек.

Кроме того, в конце 2009 г. мы начали отмечать ощутимые поставки LED мониторов (светодиодная подсветка), которые наконец-то становятся массовым решением. Возможно, это будет «тема» 2010 года, наподобие того, как это было в прошлом году с форматом 16:9.

Подробнее о новейших трендах в товарном предложении ноутбуков см. «Бестселлеры ИТ-рынка, №2 2010».