В свое время в кино, а затем и в телевидении, революцией был переход от черно-белого к цветному изображению. Это явление было настолько кардинально революционным, что даже недавний переход от «трубки» к плоской панели (в телевизорах и мониторах) является феноменом меньшего масштаба. То же самое касается и перехода к цифровому телевидению, или, допустим, к LED-экранам. Не преуменьшая значимость этих прорывов, мы должны констатировать, что по своему влиянию на умы и привычки пользователей они «недотягивают» до настоящей революции.

Существует целый ряд оптических технологий, в принципе позволяющих обеспечить формирование 3D-изображения. Здесь и голография, и лазеры, и поляризация света с последующим расщеплением картинки на две — отдельно для каждого глаза, и активные системы на базе затворных очков. Именно на последние две технологии, пусть и не самые удобные (они требуют использования специальных очков), но наиболее легко реализуемые, сейчас и сделали ставку все мировые производители.

Однако до самого последнего времени не удавалось запустить моду и сформировать массовый спрос на новые решения, и основной проблемой было непонимание пользователями тех преимуществ, которые может принести данная технология. И, как часто это бывает, свое веское слово сказал голливудский кинематограф. Безусловным прорывом является фильм «Аватар», который в текущем запуске (на осень запланирован дополнительный прокат) собрал более 2,7 млрд долл. по всему миру, причем значительную часть сборов обеспечили как раз 3D-залы кинотеатров. Крайне успешно прошли и несколько других 3D-фильмов. Понятно, что «распробовав» новую технологию, массовый потребитель захочет ее получить и на более бытовом уровне. Где же он может получить 3D-изображение? Ответ очевиден: в телевизорах, проекторах, информационных панелях, ноутбуках и мониторах. Но далеко не очевидна степень технологической «предрасположенности» каждого из этих сегментов к внедрению 3D. Также неясны реальная необходимость внедрения 3D и уровень «продвинутости» каждой из отраслей на этом пути.

В данном материале мы коснемся 3D-телевизоров, мониторов и ноутбуков.

3D-телевизоры

Определенно наиболее сильно 3D-технология укрепилась на рынке плоскопанельных телевизоров и здесь же ожидается наиболее быстрый положительный эффект от ее внедрения. На коммерческом рынке 3D-телевизоры появились уже несколько лет назад. Формально говоря, за этим термином стоит некий маркетинговый ход. Ведь технологически для того, чтобы средство визуализации можно было называть «3D», необходимо и достаточно, чтобы оно обеспечивало частоту регенерации в 120 Гц (по 60 на каждый глаз). Старшие модели всех ведущих брендов уже могли работать в данном режиме, но соответствующие шильдики никто не вешал и о 3D как о драйвере рынка еще в прошлом году никто не говорил (все отрабатывали тему Full HD). Когда же случился «Аватар-эффект», тема 3D единомоментно стала определяющей на этом рынке.

Уже сейчас идет массированный перевод старших линеек устройств в 3D-нишу. Первыми на российском рынке стереотелевизоры предложили фирмы Samsung, Panasonic, Sony, другие производители тоже стараются не отставать от тренда. В связи с появлением этого движения у рынка телевизоров однозначно открываются новые горизонты: уже давно мы здесь не видели настолько явного отличия новых линеек от старых, все последние улучшения носили эволюционный характер

Появление 3D-телевизоров на фоне такого затишья вполне может сыграть роль бомбы. Мало того, что те, кто оттягивал приобретение плоскопанельного телевизора при работающем ЭЛТ-аппарате, сейчас купят новый аппарат с еще большей готовностью. Под воздействием моды очень многие обеспеченные потребители захотят сменить свой основной аппарат ради возможности просмотра трехмерных программ. И даже если они не собираются этого делать в ближайшие год-полтора-два, покупать устаревшее не-3D решение смысла будет мало.

3D-движение однозначно приведет к росту продаж в топ-сегменте и, как следствие, повышению средневзвешенной стоимости телевизора и общего интереса к оборудованию. По мере «спуска» 3D-телевизора вниз по линейке постепенно всколыхнется каждый ценовой сегмент, вызывая в нем рост продаж. К слову, счет продаж 3D-телевизоров уже сейчас идет на сотни и тысячи, т. е. да, рынок есть, и он будет быстро расти.

3D-мониторы и ноутбуки

Рынок 3D-мониторов и ноутбуков пока крайне мал — сейчас уровень присутствия таких устройств не превышает долей процента от общего объема продаж. Например, по данным ITResearch, в России сейчас продаются всего три модели мониторов с поддержкой стереоизображения. Два из них имеют диагональ 22 дюйма и разрешение 1680×1050, один — 23,6-дюйм модель с разрешением 1920×1080. Ни один из этих мониторов не претендует на звание массового, каждая из трех моделей стоит в полтора раза дороже, чем аналогичные модели, лишенные поддержки 3D. Чуть лучше обстоит дело на рынке ноутбуков, но и здесь количество 3D-моделей можно пересчитать по пальцам одной руки.

Все эти устройства позиционируются как игровые решения высшего уровня. На данный момент их предложение и продвижение для вендоров — это во многом вопрос престижа и вряд ли оправдывает себя экономически, но перспективы здесь, безусловно, есть. Благодаря усилиям производителей видеоускорителей и поддержке со стороны программистов количество игр, в которых можно включить 3D-эффект, неуклонно растет. Соответственно, можно ожидать и повышения спроса на аппаратные решения, способные обеспечивать данную возможность. Особенно активна в этом отношении компания nVidia с ее платформой 3D Vision, аналогичные разработки ее конкурентов близки к выходу на рынок.

Хотелось бы надеяться, что в ассортименте компьютерных игр появится хотя бы одна игра, которая задаст тренд перехода к стереоизображению — как в кинематографе этот тренд задали «Аватар» и несколько других известных фильмов и мультфильмов.

Очевидно, что на рынке массовых офисных решений объемное изображение не нужно и даже вредно: не надо вводить людей в искушение. Однако помимо игрового мира есть еще одна ниша, где 3D может быть востребовано. Это трехмерное моделирование, создание топографических карт, проектирование, черчение. Соответственно, необходимы будут и устройства, обеспечивающие исполнение данных задач. Но этот рынок никогда не был массовым, поэтому говорить о его реальных коммерческих перспективах и влиянии на рынок в целом пока преждевременно.

Итак, следует признать, что модная тема 3D не является просто очередной шумихой, информационным поводом, позволяющим тем же журналистам написать много обзоров. За этим направлением — будущее, хотя и несколько туманное. Очевидно, что основные сферы применения 3D лежат в Home Cinema, Cinema-, Entertainment- и Gaming-приложениях. Проникновение в профессиональный мир крайне ограничено, и вряд ли в обозримом будущем здесь можно ожидать массового применения.

Подробнее об 3D-тенденциях на рынке средств визуализации см. «Бестселлеры ИТ-рынка», № 2 2010, «3Dевятое царство. Перспективы 3D-технологий на рынках визуальных средств».