Российский рынок моментальных платежей продолжает демонстрировать хорошие темпы: в первом полугодии его рост составил 18,4%. При этом происходит постепенное перераспределение долей рынка от крупнейших игроков к альтернативным. Еще одна важная тенденция: сотовые платежи теряют позиции главной «дойной коровы», уступая место другим видам платежей.

Согласно организации НАУЭТ (Национальной ассоциации участников электронной торговли), обнародовавшей данные об обороте российского рынка моментальных платежей в первом полугодии 2010 г., он составил 354 млрд руб., что на 18,4% больше аналогичного периода прошлого года. Прогноз по обороту на конец года — 746 млрд руб. Рост произошел в основном за счет увеличения суммы среднего платежа, которая выросла на 16% и составила 123 руб. При этом общее количество транзакций выросло незначительно — до 2,87 млрд.

Что касается долей рынка, то в целом расстановка сил осталась неизменной. Лидирующие игроки в порядке уменьшения доли: QIWI (45%), «Киберплат» (20%), «Элекснет» (7%), «Евросеть» (5%). При этом два крупнейших игрока рынка — QIWI и «Киберплат» — по итогам полугодия снизили свои доли с 49% и 25% в аналогичный период прошлого года соответственно. С 6 до 5% рынка снизила свои позиции «Евросеть». Зато доля рынка, приходящаяся на других его участников, выросла существенно: с 13% до 23%.

Сообщается также, что сотовая связь, лидер в структуре моментальных платежей, несколько снизила свои позиции — сейчас она занимает 78% (против 84% в первом полугодии 2009 г.). Эксперты НАУЭТ отмечают, что доля «сотовых» платежей снизилась за счет роста «несотовых». В частности, россияне стали оплачивать через терминалы моментальной оплаты жилищно-коммунальные услуги. Погашение кредитов теперь занимает 8%, оплата Интернета — 4%.

В пресс-службе МТС сообщили, что «...подтверждают тенденцию к росту рынка моментальных платежей и отмечают диверсификацию этого направления». «Именно из-за того, что все больше услуг можно оплатить через систему моментальных платежей, а также за счет высоких темпов роста других направлений, доля платежей в адрес операторов сотовой связи в общем объеме таких платежей снижается», — пояснили в пресс-службе.

Впрочем, не все игроки согласны с оценками своих долей. Так, по словам Ульяны Смольской, директора по PR компании «Евросеть», методика оценки оборота моментальных платежей ритейлеров включает в себя учет всего платежного трафика, который проходит через кассы, процессинговые системы и терминалы, установленные в магазинах сети, и за что, собственного говоря, ритейлеры получают вознаграждение. «„Евросеть“ работает с большинством игроков рынка моментальных платежей и считает этот трафик в своем платежном обороте», — отметила она.

Источник: TelecomDaily