Одной из главных особенностей поведения рынка в посткризисный период являются отличия в динамике восстановления платежеспособного спроса на отдельные категории продуктов. Эта закономерность верна практически для всех технологических сегментов, хотя и отличается определенными нюансами на разных товарных рынках. И приводит к образованию достаточно ярко выраженных локальных технологических трендов. На рынке устройств печати в этой связи можно отметить восстановление докризисных позиций лазерной технологии и многофункциональных устройств.

При анализе итогов 2009 г. отмечалось, что негативное влияние ухудшения общеэкономической ситуации почти в одинаковой степени сказалось на платежеспособности как корпоративных потребителей, так и массового пользователя, и темпы падения продаж в основных сегментах рынка печатающих устройств были близкими. На этапе послекризисного роста рынка уже в первом полугодии 2010 г. ситуация выглядела по-другому. Динамика увеличения продаж в лазерном сегменте, особенно настольных МФУ, оказалась существенно выше, чем в струйном, что свидетельствует о более быстром восстановлении спроса в корпоративном секторе потребителей.

Если сравнивать итоги первого полугодия 2010 г. с предыдущим периодом, то по общему объему продаж многофункциональные устройства уже приблизились к показателям первых двух кварталов предкризисного 2007 г., в то время как в принтерных сегментах достижения такого уровня ожидать не приходится (учитывая долговременный тренд к снижению темпов роста рынка лазерных принтеров и уменьшению абсолютных цифр продаж однофункциональных струйников). После некоторого замедления процесса экспансии МФУ в период экономических трудностей соотношение между одно- и многофункциональными печатающими устройствами вновь стало быстро изменяться в пользу последних (см. рисунок), причем замещение принтеров на МФУ шло гораздо быстрее в лазерном сегменте, в то время как в предкризисный период лидерами процесса замещения выступали струйные МФУ.

Динамика соотношения продаж принтеров и настольных МФУ (в штуках, %).

Источник: ITResearch newsletter, август 2010

Конечно, учитывая, что речь идет о первом полугодии, уместно напомнить, что для лазерных устройств первая половина года обычно оказывается более благоприятной, чем для струйных. Однако в данном случае на опережающий рост продаж в этом сегменте (почти до 1 млн устройств, на 26% больше, чем в первом полугодии 2009 г.) повлиял не только сезонный фактор. Основной причиной можно считать накопившийся в прошлом году отложенный спрос (частично из-за снижения платежеспособности потребителей и возникших в связи с этим трудностей в канале, частично — из-за недостаточного предложения со стороны производителей, поскольку в отдельные периоды ощущался значительный дефицит продуктов). В подсегменте настольных МФУ он ощущался сильнее из-за вынужденного перехода бизнес-потребителей к более экономной политике закупок (в частности, вместо расширения и обновления парка более дорогими многофункциональными аппаратами основное внимание уделялось поддержанию в рабочем состоянии установленной базы устройств, большую, и более «возрастную» часть которых все еще составляют принтеры). В первой половине 2010 г. динамика продаж настольных лазерных МФУ была вдвое выше, чем принтеров, и во 2-м квартале по количеству проданных устройств они вплотную приблизились к принтерам. При этом в обоих классах устройств продолжалось смещение спроса в сторону более производительных моделей. Почти в полтора раза выросли продажи принтеров со скоростью печати свыше 30 стр./мин, а в категории настольных лазерных МФУ производительностью 20–30 стр./мин продажи утроились. Перераспределение спроса в пользу МФУ наблюдается также в цветном лазерном сегменте, хотя и не с такой интенсивностью, как на рынке монохромных устройств. По темпам роста продаж цветные МФУ также опережали принтеры и по сравнению с первой половиной 2009 г. их рыночная доля заметно возросла. Такая динамика явно показывает на постепенное «размораживание» бюджетов развития ИТ-инфраструктуры в организациях.

Наряду с тенденцией опережающего роста продаж лазерных МФУ можно также отметить усиление конкуренции в этом сегменте рынка. Хотя по-прежнему основной объем продаж этих устройств приходится на продукты компаний Canon, Hewlett-Packard, Samsung и Xerox, заметно возросла активность вендоров «второго эшелона», прежде всего — в сегменте монохромных МФУ, позиционируемых на малый бизнес. По сравнению с первой половиной 2009 г. свою рыночную долю увеличили Brother и Panasonic, причем у второго из вендоров этот показатель уже приближается к 10%.

В струйном сегменте, где в предыдущем году наблюдалась тенденция к изменению структуры спроса в пользу принтеров и их рыночная доля по отношению к МФУ перестала сокращаться, и экспансия многофункциональных устройств возобновилась. Также ослабла и зависимость спроса от ценового фактора. При общей, достаточно скромной динамике рынка струйников в целом (плюс 10% к 2009 г. против 26% у лазерных устройств) можно отметить более высокую востребованность устройств старшей ценовой категории. Особенно заметным этот тренд был в сегменте МФУ стоимостью свыше 300 долл., продажи которых относительно первого полугодия 2009 г. выросли почти вдвое.

Степень консолидации этого рынка остается очень высокой: в подсегменте принтеров предлагались продукты только трех производителей — Canon, Epson и Hewlett-Packard, а в подсегменте МФУ на долю четвертого вендора — компании Brother (в продуктовой линейке которой присутствуют только многофункциональные струйные устройства) — пришлось всего около 1% рынка. У еще одного производителя струйных устройств, компании Lexmark, в первом полугодии продаж практически не было.

Подробнее о структуре продаж на российском рынке печатающих устройств см. в статье «Умеренный рост», «Бестселлеры ИТ-рынка», № 4, 2010 г.