Уже в течение нескольких лет на российском рынке принтеров и настольных МФУ наблюдается снижение объемов продаж в натуральном выражении.

Например, по итогам первой половины 2017 г. было продано 832 тыс. принтеров и настольных МФУ, на 10.8% меньше, чем год назад (здесь и далее данные ITResearch). Но денежный объем продаж при этом рос двузначными темпами. В целом за полугодие продажи в деньгах составили 215 млн долл., на 30% больше, чем за аналогичный период 2016 г. Почти у всех ведущих вендоров денежный доход в первой половине 2017 г. существенно (от 20 до 120 %) превысил этот показатель предыдущего года.

При этом, как и в прошлом году, основными факторами увеличения рынка в деньгах стали рост цен на большинство моделей и изменения в структуре спроса и продуктового предложения. Прежде всего стоит отметить увеличение доли более производительных и функциональных устройств.

В обоих технологических сегментах, и лазерном, и струйном, доля моделей нижнего уровня продолжала сокращаться, однако действие основных факторов (изменение предложения и спроса) в них было не одинаковым.

Перестройка лазерного сегмента, которая ранее определялась постепенным увеличением спроса на более производительные модели, со второй половины прошлого года ускорилась за счет сокращения предложения в нижних категориях устройств. В результате к середине текущего года на долю принтеров и настольных МФУ производительностью до 20 стр./мин осталось всего около 20% рынка в штуках.

В струйном сегменте основную роль продолжал играть фактор спроса – изменение предпочтений пользователей в пользу многофункциональных устройств и моделей для фото- и бизнес-приложений.

Рассмотрим ситуацию в каждом из сегментов рынка печатающих устройств более подробно.

Лазерный сегмент

Отмеченное выше сокращение предложения в категории лазерных принтеров и настольных МФУ начального уровня, спрос на которые оставался явно неудовлетворенным, оказалось главной (но не единственной) причиной общего снижения продаж на лазерном рынке. Всего за первое полугодие было продано 613,4 тыс. устройств этого типа, на 15,7% меньше, чем в первой половине 2016 г.

Основной причиной изменения структуры лазерного сегмента стало значительное сокращение (или полное прекращение) продаж принтеров и настольных МФУ начального уровня (до 20 стр./мин) компаниями HP, Kyocera, Panasonic, Oki и Ricoh.

В условиях стабильной ценовой ситуации стоимость более скоростных устройств, которые вендоры предлагают вместо снятых с производства low-end-принтеров и МФУ, увеличилась бы совсем немного, однако в реальности, при общерыночном тренде к подорожанию моделей, рост цен оказался значительным и послужил сдерживающим фактором для потребителей с ограниченной покупательной способностью.

1.gif

Рис.1 Изменение средней розничной цены в различных категорях лазерных устройств

По сравнению с началом прошлого года цены на лазерные устройства в долларах существенно увеличились во всех скоростных категориях монохромных моделей и в цветном сегменте (см. рис. 1). В среднем по рынку этот показатель превысил 50%, причем по темпам роста лидировали как раз модели нижнего уровня. В результате денежный объем лазерного сегмента вырос почти на 30% и составил 177 млн долл.

В следующем подсегменте монохромных устройств (21-30 стр./мин), куда переместился спрос на персональные модели и модели для небольших рабочих групп, продажи выросли за год вдвое, и сегмент занял около 40% рынка. Фактически эта категория устройств оказалась единственной, продажи в которой выросли по сравнению с первой половиной 2016 г.

В более скоростных категориях монохромных устройств (свыше 30 стр./мин), которые в последние годы были основной точкой роста рынка, в первом полугодии продажи несколько снизились, главным образом за счет падения продаж принтеров производительностью 31–40 стр./мин. В подсегменте настольных МФУ продажи в этой категории, напротив, выросли на 20% и по абсолютному показателю они впервые опередили принтеры.

Предложение, а за ним и спрос постепенно перемещаются на модели принтеров и МФУ производительностью свыше 40 стр./мин, которых было продано почти на 40% больше, чем годом раньше. Однако в силу пока еще относительно небольшой доли (менее 5%) в общем объеме лазерного сегмента они не смогли компенсировать потери в категории 31-40 стр./мин.

В верхней скоростной категории пока продолжают доминировать принтеры, хотя в последнее время вендоры активнее стали продвигать МФУ формата А4 нового поколения. В них реализованы многие функции, аналогичные используемым в старших моделях копиров/МФУ формата А3, но по уровню цен находящиеся ближе к настольным МФУ. В старших категориях монохромных устройств в основном доминируют продукты HP и Kyocera, конкуренция между которыми за последний год обострилась. Однако большую активность на этом рынке проявляют также компании Xerox и Lexmark и, кроме того, такими моделями расширяют свои линейки Brother, Canon и Samsung. На монохромном рынке в целом лидерами продаж остаются компании Canon, HP, Kyocera и Samsung.

Цветные принтеры и настольные МФУ по-прежнему с трудом отвоевывают у монохромных устройств место на рабочих столах, а в последнее время им приходится конкурировать также с новыми моделями струйников, ориентированными на офисные приложения. И хотя в рассматриваемый период их доля в целом по лазерному сегменту немного возросла (оставаясь, впрочем, около многолетнего среднего уровня в 6%), динамика продаж была отрицательной за счет снижения продаж принтеров (на 12% меньше, чем годом раньше). Продажи цветных настольных МФУ, напротив, немного выросли и, как и в монохромном сегменте, они постепенно замещают принтеры.

Струйный сегмент

В отличие от лазерного сегмента рынок струйных устройств второй год подряд демонстрирует положительную динамику не только в деньгах, но и в штучном выражении, правда, весьма скромную. Всего за первую половину 2017 г. было продано около 256 тыс. струйных принтеров и МФУ, что на 3,3% превышает этот показатель предыдущего года (см. рис. 2). В денежном выражении темпы роста были на порядок больше (свыше 38%), и объем продаж составил 37,1 млн долл., однако оба абсолютных показателя, и в штуках и в деньгах, значительно уступают докризисному уровню.

2.gif

Рис.2 Динамика продаж струйных устройств

Рост отмечен и для принтеров, и для многофункциональных устройств, при этом соотношение между обеими категориями струйников уже длительное время сохраняется примерно на уровне 20/80.

Некоторое снижение спроса на струйники начального уровня вполне компенсировалось ростом востребованности универсальных моделей, прежде всего МФУ, позиционируемых на малый и домашний офис.

Как и в прошлом году, заметно росла популярность так называемых бескартриджных струйных принтеров и МФУ (модели с заводской системой непрерывной подачи чернил). В первом полугодии их продажи выросли почти вдвое, и они заняли около 40% рынка струйников в штуках (см. рис. 3). При регулярном использовании эти модели обеспечивают значительное сокращение затрат на печать, они проще в обслуживании, а разнообразие представленных на рынке моделей позволяет выполнять с их помощью весь спектр задач – от простых домашних приложений до высококачественной распечатки фотографий и печати/копирования большого объема документов. Помимо доминирующего на рынке семейства моделей «фабрика печати» компании Epson, cвой вклад в рост этого подсегмента струйников внесли также бескартриджные устройства компаний Brother, Canon и HP.

3.gif

Рис. 3 Рост доли бескардриджных моделей струйников

После некоторого снижения спроса в 2016 г., в текущем году вновь увеличились продажи многоцветных (шесть и более цветов) струйных устройств для приложений цифровой фотографии, при этом основной вклад в этот рост составили как раз бескартриджные модели фотопринтеров Epson.

А вот в категории высокопроизводительных струйников, ориентированных на бизнес-приложения, которые считаются прямыми конкурентами цветных лазерных устройств, отмечено заметное сокращение продаж. Возможно, это связано с крупными корпоративными поставками бизнес-моделей во втором квартале прошлого года.  


Вернуться к началу обзора "Рынок печатающих устройств вступил в фазу структурных изменений»

Подробнее о ситуации на российском рынке печатающих устройств см. «Бестселлеры IT-рынка», 2017, №3