Судя по итогам 2016 г., российский рынок принтеров и настольных МФУ замедлил свое падение, хотя годовая динамика остается отрицательной. Всего за этот период было продано 2.2 млн устройств, что на 11.9% меньше, чем в 2015 г. Несколько сильнее, на 13.5%, сократились продажи принтеров, на которые пришлась примерно треть всех проданных устройств печати, а в сегменте настольных МФУ падение составило около 11%.

Первую половину 2016 г. можно характеризовать как «неуверенный рост. Главным, относительно положительным, итогом первого полугодия стало увеличение продаж по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. – на 4.5% в штучном и на 3.9% в денежном выражении. Относительность успеха связана, прежде всего, со слабыми показателями продаж в начале 2015 г., с которыми производилось сравнение. А вот в третьем и четвертом кварталах 2016 г. продажи в штуках росли существенно медленнее, чем в 2015 г., и всего за второе полугодие принтеров и настольных МФУ было продано на 22% меньше, чем годом раньше (см. рис. 1).

Рис.1  Динамика продаж принтеров и настольных МФУ в штуках в 2015 и 2016 гг.

1.gif









Как видно из диаграммы, в этот период 2015 г. произошел резкий подъем продаж, связанный с удовлетворением накопленного ранее отложенного спроса (при этом продажи возрастали и в лазерном и в струйном сегментах рынка). В 2016 г. рынок адаптировался к новым реалиям, и сезонное его оживление было значительно скромнее. В целом можно сказать, что уровень закупок печатающих устройств пришел в соответствие с более скромными новыми ИТ-бюджетами организаций и снизившейся покупательной способностью граждан.

Наиболее примечательной особенностью рынка печатающих устройств в 2016 г. стал рост его объема в денежном выражении, несмотря на сокращение количества проданных устройств. По сравнению с 2015 г. он увеличился на 4,5 %, составив почти 409 млн долл. Причем за исключением первого, во всех остальных квартала темпы роста продаж в деньгах превышали показатели предыдущего года.

Основными факторами, повлиявшими на соотношение динамики продаж в штуках и деньгах, стали изменения в структуре спроса и продуктового предложения и рост цен на продукцию. Причем не только в рублях, но и в долларах, что было довольно странно на фоне заметного укрепления рубля. Об этом феномене мы уже ранее писали.

Не меньше, чем рост цен, на увеличение денежного объема рынка повлиял и фактор структурных изменений, которые особенно активно происходили во второй половине года. Смещение структуры продаж в старшие продуктовые категории было вызвано не только объективной потребностью потребителей в устройствах с большими возможностями, но и продуктовой политикой вендоров. В последнее время обновление модельных линеек как в лазерном, так и в струйном сегментах, происходило в основном в средней и верхней их части, а предложение в начальной категории устройств, традиционно являвшихся наиболее массовым, постепенно сокращалось.

Лазерный сегмент

В лазерном сегменте за 2016 г. было продано 1,57 млн устройств, что на 14,2% меньше, чем годом раньше. Полугодия были неравнозначными. После небольшого роста в начале года, во второй его половине продажи лазерных устройств по сравнению с предыдущим годом значительно сократились.

При этом в подсегментах принтеров и настольных МФУ темпы спада были почти одинаковыми, что сохранило их количественное соотношение в продажах примерно на уровне 40/60. Зато в структуре обоих подсегментов произошли заметные изменения, повлиявшие и на динамику денежного объема рынка.

За последний год значительно сократилась доля моделей начального уровня производительностью до 20 стр./мин – в принтерном подсегменте на 10%, а в подсегменте настольных МФУ – наполовину, и эти устройства перестали занимать большую часть лазерного рынка. Соответственно увеличился вклад старших категорий монохромных моделей, что способствовало росту средней цены лазерного устройства

Доля цветных устройств относительно 2015 г. практически не изменилась, хотя в структуре этого подсегмента, как и в монохромном, спрос смещался в сторону более скоростных офисных моделей. При падении общего количества проданных цветных принтеров и настольных МФУ на 14% (в основном за счет четырехпроходных моделей производительностью до 8 стр./мин), продажи офисных устройств формата А4 со скоростью цветной печати свыше 20 стр./мин выросли за год в полтора раза, заняв свыше 30% цветного сегмента (рис. 2). Этот тренд также внес свой вклад в рост денежного объема рынка, поскольку офисное цветное устройство за год в среднем подорожало больше, чем на треть (в долларах).

Рис.2 Изменение структуры продаж цветных офисных устройств формата А4 ( в штуках,%)

2.gif

Приостановка продвижения цветных устройств в офис, на что указывает отсутствие роста их рыночной доли, отмечалось еще по итогам 2015 г. и, судя по всему, связана с растущей конкуренцией со стороны нового поколения струйных моделей, ориентированных на бизнес-приложения и обеспечивающих меньшую стоимость цветной печати.

В целом на рынке лазерных устройств суммарные продажи пяти ведущих производителей[1] (Brother, Canon, HP, Kyocera и Samsung) в 2016 г. несколько сократилось, хотя на их долю по-прежнему пришлось около 85% рынка в штучном выражении. Из других вендоров можно отметить компании Lexmark и Ricoh, продажи которых по сравнению с 2015 г. увеличились.

Струйный сегмент

На рынке струйных устройств первое полугодие 2016 г. также было отмечено небольшим увеличением продаж по отношению к предыдущему году. Однако во втором полугодии продажи оказались меньше, чем за этот же период в 2015 г., и в целом за год струйников было продано почти на 6% меньше (626 тыс. шт.).

Вторая половина года была отмечена и значительным изменением в структуре продаж струйных устройств как по ценовым сегментам, так и в отдельных категориях моделей.

Как видно из рис. 3, сокращение продаж затронуло только самую массовую категорию струйников стоимостью до 100 долл., где и количество принтеров и МФУ уменьшилось по сравнению с 2015 г. больше, чем на 20%. Частично это произошло из-за снижения спроса (и предложения) на самые простые устройства начального уровня, а частично – из-за повышения цен на более продвинутые универсальные модели, пополнившие следующий ценовой подсегмент (101–200 долл.).

Рис. 3 Динамика продаж струйных устройств в различных ценовых диапазонах (Y’16/Y’15 в штуках)

3.gif









В этом подсегменте, а также в следующем (201–300 долл.) сосредоточена основная масса моделей, используемых как дома, так и в офисе для печати документов и фотографий. В них же появилось и наибольшее количество новых устройств. Более чем на 10% возросли продажи моделей в самом старшем ценовом диапазоне (свыше 300 долл.), продуктовое предложение в котором, помимо многоцветных фотопринтеров и фотоцентров, расширилось новыми корпоративными моделями струйных принтеров и МФУ для бизнес-приложений. Последние оказались самой быстрорастущей категорией струйников – их продажи по сравнению с 2015 г. выросли вдвое.

Другой точкой роста струйного рынка продолжал оставаться класс бескартриджных принтеров и МФУ со встроенной системой непрерывной подачи чернил. В 2016 г. к семейству моделей компании Epson добавились продукты остальных трех вендоров струйных устройств – Brother, Canon и HP, и в общей сложности продажи этих устройств выросли за год на 37%.

В категории бескартриджных устройств присутствуют модели для разных потребительских групп. Большую их часть можно отнести к универсальным струйникам, востребованным как домашними, так и офисными пользователями для печати документов и любительских фотографий. Заметную долю в продажах составили также 6-цветные принтеры и МФУ, ориентированные на фотоприложения.

В результате структурных изменений, а также повышения цен в долларах на отдельные модели, средняя цена струйника выросла за год почти на 25%, а общий денежный объем этого рынка, несмотря на количественное падение, увеличился на 4,2%, до 77,5 млн долл.



[1] Перечислены в алфавитном порядке.

Вернуться к началу обзора «Рынок устройств печати замедлил падение, но и только…»

Подробнее о ситуации на российском рынке устройств печати см. «Бестселлеры IT-рынка», 2017, №1