На российском рынке проекторов работает более 20 брендов. При этом в целом он отличается достаточно высоким уровнем концентрации. Доля лидирующей тройки (Acer, BenQ, Epson), по данным аналитической компании ITResearch, стабильно выше 50%, а иногда доходит и до 2/3 рынка.
Соответственно и характеризующий уровень интенсивности индекс Герфиндаля (порядка 0,14 по итогам первого полугодия 2017 г., данные ITResearch) соответствует зоне высокой степени монополизации рынка. Но это ситуация в целом по рынку, в отдельных его сегментах уровень конкуренции существенно разнится.
Примечательно, что индекс интенсивности конкуренции в каждом сегменте выше, чем по рынку в целом. И тут нет никакого противоречия, поскольку это связано с продуктовой политикой компании. Каждый сильный игрок выбирает один или несколько сегментов, где концентрирует усилия, а в остальных его рыночная доля минимальна. Другие бренды выбирают свои схемы, и, таким образом, происходит некое «размывание» интегрального показателя.
Традиционно концентрация рынка максимальна в сегменте самых легких микропортативных устройств. Связано это с тем, что здесь всего несколько доминирующих игроков: Acer, BenQ, Optoma и ViewSonic, суммарно контролирующих почти 90% отгрузок.
В наиболее массовом сегменте ультрапортативных аппаратов, а также в группе портативных устройств концентрация минимальна. Здесь работают практически все вендоры и на протяжении многих лет, так что никому не удается доминировать. Лидерами в ультрапортативном сегменте ITResearch называет Acer и Epson, а в портативном – Epson и NEC.
Достаточно высока концентрация на рынке инсталляционных аппаратов. Здесь свои лидеры: Epson и Sony в переносном сегменте и Barco, Christie и Panasonic – в классе самых тяжелых инсталляционных аппаратов.
Подробнее от тенденциях российского рынка проекторов см. в обзоре «Восстановление рынка проекторов задерживается».