Цель документа – установить единые правила для перевозки опасных грузов по территориям европейских стран на специальном автомобильном транспорте. В России существуют свои подобные правила, называемые ПОГАТ - Перевозка Опасных Грузов Автотранспортом. Опасным грузом считаются вещества, которые могут причинить вред водителю, другим людям и окружающей среде. Логистические компании, перевозящие взрывчатые, радиоактивные, ядовитые и прочие опасные вещества, должны неукоснительно следовать правилам европейского соглашения. В случае нарушения требований возможно возникновение локальных или масштабных экологических катастроф с причинением вреда, как природе, так и здоровью людей.

Основные требования ДОПОГ:

- Наличие специальных защищенных емкостей для перевозки веществ в соответствии с их классом опасности

- Нанесение на транспорт маркировочных знаков класса опасности

- Выполнение требований к технической оснащенности транспорта

- Соблюдение требований безопасности ответственными лицами

Водители и лица, сопровождающие опасный груз, обязаны при себе иметь свидетельство ДОПОГ. Без этого документа транспортировка веществ категорически запрещена. Для получения документа необходимо пройти курсы в образовательных учреждениях, аккредитованных Минтрансом. Обучение может занять от 3 до 8 дней в зависимости от категории перевозимого груза. В завершении водители проходят аттестацию. Удостоверение ДОПОГ действует в течение 5 лет.

Опасные вещества делятся на следующие классы:

1 класс – Взрывчатые вещества и изделия (боеприпасы, пиротехника, взрывчатка, порох).

2 класс – Газы (кислород, пропан, азот, аммиак, хлор)

3 класс – Легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин, нефть, спирт, масло)

4 класс – Легковоспламеняющиеся твердые вещества (сера, алюминий, уголь, калий, натрий, бумага)

5 класс – Окисляющие вещества и органические пероксиды (пероксид, аммоний, нитраты, удобрения на основе нитратов аммония)

6 класс – Токсичные и инфекционные вещества (лекарства, цианиды, пестициды, мышьяк)

7 класс – Радиоактивные материалы (уран, радиоактивные и ядерные материалы)

8 класс – Коррозионные вещества (ртуть, кислота, щелочь, краски)

9 класс – Прочие опасные вещества и изделия (аккумуляторы, двигатели, асбест)

Список опасных веществ ДОПОГ насчитывает более 3 тысяч элементов, материалов и изделий. Руководствуясь соглашением, перевозчик точно определяет класс опасности, готовит требуемую сопроводительную документацию и создает все необходимые условия для перевозки груза. Классификация опасных веществ позволяет точно определить оптимальную емкость для перевозки материалов и изделий. Руководство автопарка обязано нанести на транспорт специальную маркировку –  ромбовидный рисунок, где вверху указывается тип вещества или материала, а в нижней части – номер по классу ДОПОГ. Знак маркировки должен быть виден издалека и его высота не может быть менее15 сантиметров. 

Требования к оснащению транспорта:

- создание дополнительной защиты для предотвращения выпадения тары и емкостей во время движения

- дополнительная защита топливного бака и размещение аккумулятора в вентилируемом пространстве

- нанесение маркировки на ТС и установка проблесковых маячков

- размещение глушителя в передней части транспорта

- дополнительная изоляция электропроводки

- установка систем спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS

Европейское соглашение непросто рекомендации к перевозке опасных грузов, а строгие правила обязательные к исполнению. Соблюдение требований ДОПОГ избавит автотранспортное предприятие от внушительных штрафов.

Так, например, нарушение требований по маркировке или не полностью укомплектованный инвентарь грозят автопарку штрафом на сумму 150-250 тысяч рублей. Водителя при этом оштрафуют на 1,5 тысячи. Если у перевозчика нет при себе свидетельства ДОПОГ или конструкция транспорта не соответствует требованиям перевозки опасных грузов, то в этом случае руководство может заплатить от 400 до 500 тысяч рублей, а водитель до 2,5 тысяч.

При организации перевозок опасных грузов необходимо выполнить следующие этапы:

 

- получение лицензии на перевозку вещества определенного класса опасности

 

- заключение договора на транспортировку

 

- подготовка транспорта с учетом класса опасного груза

 

- расчет оптимального маршрута перевозки

 

- создание системы информирования об опасной транспортировке

 

- подключение систем спутниковой навигации

 

- инструктаж о правилах обращения с отработанной тарой

 

- инструктаж о действиях персонала при возникновении аварийных ситуаций

 

Сергей Кулаков, коммерческий директор ГК «МОНТРАНС»: «В декабре 2020 года в России вышло постановление № 2216, согласно которому, запрещена перевозка опасных грузов без оснащения транспорта системами спутникового мониторинга. Так, теперь по каналам ГЛОНАСС/GPS данные о передвижении транспортных средств с опасным грузом передаются в Ространснадзор. Этот факт улучшает управляемость ситуацией, позволяет контролировать каждую единицу ТС в реальном времени и повышает безопасность на дорогах. Без установки системы навигации невозможно получить лицензию на перевозку ДОПОГ. Важно отметить, что компания, производящая установку, должна иметь лицензию на этот вид работ, а телематическое оборудование должно быть сертифицировано под постановление №2216».

https://montrans.ru/tpost/etda8exhc1-chto-takoe-dopog