Сейчас в автомобильном мире России существует некий диссонанс: водительское удостоверение можно получить в 17 лет, а вот за руль разрешается сесть только после 18. Что же происходит за этот период с новоявленным водителем? За год молодой человек забывает значительную часть теории, а 56 часов вождения в автошколе вылетают в выхлопную трубу. Руки не помнят «механику», а ноги путаются в трех педалях. С «автоматом» чуть проще, но вероятность того, что после годового перерыва новичок вернется из первого рейса «не битым» - крайне мала.

Депутат Госдумы Василий Власов обратился в ГИБДД с предложением: разрешить россиянам управлять автомобилями с 16, а учиться на водителя можно будет уже с 15,5 лет. Свое требование Власов объяснил тем, что в 17 лет молодые люди уже могут жить отдельно от семьи, а водительские права помогут им начать трудовую деятельность в более раннем возрасте и обрести финансовую независимость. К тому же, нововведение будет «плюсом» для новобранцев, которые с водительским удостоверением, смогут служить в армии по специальности.  

 

В МВД согласились со снижением порога для вождения авто, но не с 16, а с 17 лет. При этом, до наступления совершеннолетия предполагается разрешить ездить только в сопровождении водителя-наставника. Госавтоинспекция направила в правительство на рассмотрение соответствующий законопроект. Вот только кто может стать наставником – пока не определились. В теории это может быть и 18-летний друг начинающего водителя, и взрослый родственник с солидным стажем. Пока порядок вождения и требования к наставникам не обозначены. Их должны определить в постановлении правительства. В поправках говорится лишь, что водитель-наставник необходим для оказания помощи в закреплении навыков безопасного управления автомобилем и осуществления контроля за соблюдением правил дорожного движения. Например, в Австрии молодые люди начинают ездить с 17 лет и там высокие требования предъявляются к наставникам. Ими могут быть только близкие родственники с правами категории «В», с большим стажем вождения, не имеющие штрафов и ранее не лишавшиеся прав управления авто.

Самым сложным моментом в нововведении может оказаться контроль за начинающими водителями. К каждому новичку инспектора не приставишь, поэтому некоторые подростки могут сесть за руль и без опытного сопровождающего. На первый взгляд рассмотреть – кто управляет машиной, сколько водителю лет и должен ли сидеть рядом куратор – достаточно сложно. Если же сотрудники ГИБДД остановят автомобиль, то документы им придется проверять и у молодого водителя, и у его старшего наставника.

Эксперты считают, что прежде, чем допустить детей к вождению, придется доработать большое количество нормативных актов. Некоторые юридические документы запрещают несовершеннолетним выезд на дорогу. Например, по ОСАГО автогражданская ответственность наступает только с 18 лет. И еще важный момент: кто будет отвечать перед законом в случае ДТП – наставник или подросток? В таких ситуациях будет оптимальным решением, когда водитель и инструктор будут приходиться друг другу родственниками.

Альтернативой наставнику могут выступить интеллектуальные системы помощи водителю. Электроника предупредит начинающего пилота о превышении скорости, об опасном приближении к препятствию и о столкновении, о появлении на пути следования пешехода, о сходе с полосы движения. При возникновении нестандартной ситуации водитель слышит голосовое предупреждение, а на дисплее появляются графические изображения, соответствующие событию. Например, в случае возможного столкновения на монитор выводятся секунды до предполагаемого ДТП. Кроме того, ИТ-помощник беспрерывно сканирует внешний вид самого водителя, путем постоянного слежения за набором ориентиров - специальных точек - на лице человека. В случае отклонений от установок программы, подается звуковой сигнал, а на экран монитора выводится графика. Электроника срабатывает, например, когда камера обнаруживает у водителя признаки усталости. Это – закрывание глаз и зевота. Также система предупредит пилота о недопустимости курения, как только он поднесет сигарету к лицу. Аналогично телематика срабатывает на телефон, поднесенный к уху. Если человек долго смотрит в сторону и камера не видит его глаз, то беспристрастный попутчик попросит водителя не отвлекаться. Так, смогут ли роботы заменить живого инструктора? – эксперты из области спутникового мониторинга транспорта ответили на вопросы аналитического центра ГК «МОНТРАНС».

Алексей Смятских, генеральный директор «СпейсТим»:

«Я согласен с предложением МВД о разрешении вождения с 17 лет в сопровождении наставника. Считаю, что положительный опыт других стран только подтверждает правильность такого подхода. А вот сможет ли ИТ-система помощи водителю заменить живого наставника-водителя? - думаю, что подобные системы - это достижение технического прогресса, которое надо внедрять повсеместно. И неслучайно, что все больше автопроизводителей начинают встраивать элементы подобных систем в штатные комплектации своих автомобилей. При этом, на мой взгляд, для начинающего водителя рядом нужен живой наставник. Инструктор может подсказать не только про возникающие препятствия и проблемы на дороге, как это делает – ADAS (система помощи водителю), но и сделать гораздо больше, используя в конкретный момент нужные голосовые интонации. Например, обратить внимание на посадку начинающего водителя за рулем, подсказать скоростной режим, откорректировать работу с органами управления автомобиля, подсказать про своевременные перестроения и особенности движения в конкретный момент времени на определенном участке дороги.

Петр Шкуматов, координатор движения "Синие Ведерки"

«За последние 10-20 лет автомобили очень сильно изменились. Появилось огромное количество помощников водителя, начиная от автоматической коробки передач, до различных систем, типа ABS или ESP. Например, у меня в машине стоит система, предупреждающая о столкновении. Современные автомобили на порядок проще в управлении, чем автомобили прошлого века. Поэтому нет ни каких проблем в том, чтобы разрешить управление людям с 17 лет. На первое место выходит оценка дорожной ситуации и возможность ориентироваться в потоке других автомобилей. Крутить руль и нажимать на педали можно научиться очень быстро, а вот опыт нарабатывается годами. Дорожная ситуация это то, что никто и никогда человеку рассказать не сможет. Это можно освоить только путем личного опыта и ассистирования со стороны более опытных товарищей. На мой взгляд, разрешать вождение нужно даже не с 17, а с 16 лет. При условии, что рядом будет находиться опытный водитель со стажем, например, от 5 лет. В Норвегии действует такая система. Там даже учить вождению можно не на специальном автомобиле инструктора, а на обычном авто, но под присмотром опытного водителя. На текущий момент, по моему мнению, электронная система помощи водителю не может заменить наставника. Водительский опыт складывается при прохождении различных дорожных ситуаций, многие из которых происходят редко, но про них нужно знать. Например, при обучении беспилотных автомобилей, есть такое предположение, что нейронная сеть набирает опыт, сопоставимый с опытом среднестатистического водителя, после пробега одного миллиона километров. Современный автомобиль это гаджет на колесах. И электронные помощники очень выручают, предупреждая о возможных мелких авариях. Крупные ДТП можно предотвратить только с помощью наработанного опыта. Инструктор помогает начинающему водителю приобрести практику, а электронная система помощи водителю помогает в ходе движения избежать мелких инцидентов. Здесь не должно быть полярных точек зрения: либо инструктор, либо робот. Нужно совмещать эти понятия. Должен быть и живой наставник-водитель, и IT-система».

Дмитрий Журавлев, управляющий партнер ГК «МОНТРАНС»:

«Что такое опыт? Это набор навыков по распознаванию ошибок. Кто такой неопытный водитель? Практически любой человек, любого возраста, только получивший права. Чем раньше он начнет ездить и практиковаться, тем быстрее получит опыт. И число допускаемых ошибок будет зависеть не от возраста, а от степени восприятия себя на дороге как участника дорожного движения. Для получения уверенности за рулем может помочь наставник, а может помочь и робот. В нашем случае – система интеллектуальной помощи водителю. Сейчас данные системы приобретают корпоративные автопарки для повышения качества вождения водителей-профессионалов. Задумайтесь, электронный наставник для опытного водителя нужен и оказывает помощь, почему же он не может помогать начинающему водителю? Самоуверенность и невнимательность – два главных врага для новичка и наличие наставника на соседнем кресле – не панацея.

Число систем помощи водителю за рулем неуклонно растет. На текущий день применяется так называемая Система интеллектуальной помощи водителю. В нее входит два ключевых компонента ADAS и DMS. ADAS (advanced driver-assistance system) — система помощи водителю, которая с помощью определенных алгоритмов смотрит за соблюдением разметки, знаков и расстояния до препятствий и сообщает водителю свои рекомендации. И система контроля состояния водителя DMS (driver monitoring system), которая следит за состоянием лица водителя и обнаруживает усталость, отвлечение, звонки по телефону, курение. Применение данных систем уже зарекомендовало себя в корпоративных автопарках. Производители автомобилей уже встраивают данное решение в премиальные модели. Вопрос безопасности поездок стоит как никогда остро с ростом автомобилизации.

Интеллектуальные системы все глубже проникают в автомобили. Например, в беспилотных машинах Tesla или Toyota участие водителя сводится только к созерцанию обстановки на дороге. Не будем забывать также о гоночных симуляторах для детей, оснащенных полноценными рулями и педалями, которые готовят к вождению не хуже автошкол. Юному водителю нужно добавить лишь знания ПДД и привить уважение к другим участникам дорожного движения. При этих условиях система адаптации неопытного водителя вполне может проходить под руководством робота–ассистента».