Основные тренды в продуктовом предложении проекторов

Василий Мочар, Ромэна Мочар

В статье анализируется продуктовое предложение российского рынка мультимедийных проекторов. Рассматриваются только «классические» решения весом от 0,4 до 50 кг и яркостью от 300 до 20000 лм. Миниатюрные пико-проекторы и самые яркие и тяжелые «монстры» для нишевых приложений, продающиеся в единичных экземплярах, в данном обзоре не учитываются.

Основной проблемой сегментирования проекторов является то, что они в большинстве случаев являются достаточно универсальными устройствами, поэтому зачастую могут с успехом использоваться в самых различных приложениях. Поэтому, анализируя потребности различных целевых рынков, мы часто будем отсылать их к одним и тем же таблицам самых продаваемых моделей первой половины 2016 г. на российском рынке.

Списки данных устройств составлены по результатам реальных продаж, которые определялись аналитической компанией ITResearch. Стоит отметить, что на данный момент на российском рынке проекторов всего представлено около 700 различных моделей, и их число за последние 10 лет выросло примерно вдвое. Это очень неоднородный по техническим характеристикам, ценам и назначению массив устройств, и даже его сегментация и соотнесение с основными сферами применения превращается в чрезвычайно сложную задачу.

Сегментация и технологические тренды

Базовым подходом к технологической сегментации проекторов мы традиционно считаем вес и габариты устройства, задающие его возможности по мобильности и по формированию качественного изображения различного размера. ITResearch придерживается международной классификации, которая делит проекторы на несколько групп, исходя из их веса. Это микропортативные (вес до 2,25 кг (до 5 фунтов)), ультрапортативные (вес от 2,25 до 4,5 кг. (5-10 фунтов)), портативные (от 4,5 до 9 кг (10-20 фунтов)), переносные (от 9 до 18 кг (20-40 фунтов) и стационарные (свыше 18 кг (более 40 фунтов)) аппараты. Именно по данному критерию составлены базовые классы проекторов (см. таблицы 1-5)

Кроме веса к основным техническим характеристикам проекторов мы относим их яркость, рабочее разрешение, технологию формирования изображения (DLP-чип или LCD-матрица), технологию подсветки (флуоресцентную лампу или LED/Laser) и возможность работы в 3D. Всё это важные атрибуты проекторов, т.е. критерии выбора.

Технологические тренды

К главным технологическим трендам рынка проекторов следует, прежде всего, отнести широкое внедрение технологии подсветки LED/Laser, рост яркости проекторов, увеличение популярности широкоформатных устройств, а также формирование реального рынка 4К-аппаратов. Стоит отметить, что недавняя мода на 3D уже прошла, и пока такой подход остался востребованным разве что в считанном числе приложений сферы образования и в домашних кинотеатрах особых энтузиастов.

Внедрение технологии подсветки LED/Laser является сейчас, пожалуй, важнейшим трендом на рынке проекторов. Строго говоря, данный тип подсветки стал развитием нескольких независимых технологических направлений, обеспечивающих срок службы аппарата 20 000 ч и более без вмешательства извне, что на порядок превышает возможности традиционных проекторов на флуоресцентных лампах.

Наиболее массовые микропортативные проекторы все чаще оборудуются светодиодной (LED) подсветкой. (В таблицу N1 их попало пока не так много, но только лишь по причине того, что такие устройства пока еще не входят в числе бестселлеров в классе компактных проекторов). Благодаря меньшему нагреву они получаются еще миниатюрнее классических проекторов, а яркость изображения достигает примерно 1000 лм, что достаточно для решения большинства задач в основных сферах их применения.

Вместе с тем они пока заметно дороже традиционных проекторов, но если сравнить их стоимость со стандартным решением и десятью запасными лампами, то преимущество будет уже на стороне LED. Основные игроки в данном сегменте, это компании Acer, BenQ, NEC, Optoma, ViewSonic, Vivitek, у каждой из которых уже есть набор моделей с разной яркостью, и для которых такие устройства уже начинают генерировать значимую часть продаж.

Помимо подобных субкомпактных устройств, на светодиодной подсветке реализуются и вполне серьезные аппараты. Но здесь уже используется гибридная технология Laser/LED, в которой синий и красный лучи формируются светодиодами, а зеленый получается с помощью луча синего лазера, вызывающего вторичное свечение люминофора со строго нормированной длиной волны. Такое усложнение связано с тем, что нестабильность светодиодов по оттенку цвета в наибольшей степени проявляется именно в зеленой части спектра.

Яркость таких устройств быстро растет и у самых экстремальных устройств уже достигла 12 тыс. лм и даже более, что вполне достаточно для подавляющего большинства задач. Стоимость пока является заметно более высокой, чем у классических решений, но уже вполне доступной для многих заказчиков, не желающих связываться с необходимостью частой замены ламп или желающих всегда иметь все самое современное. В первую очередь это оборудование для бизнеса, но уже есть и Full HD гибридные аппараты для домашних кинотеатров высокого уровня. Кроме того на данной технологии начали уже реализовываться даже относительно бюджетные короткофокусные устройства, который могут быть востребованными на рынке образования.

Фактическим зачинателем этого класса является компания Casio, у которой просто нет иных проекторов, но последнее время высокую активность проявляют Acer, BenQ, NEC, Optoma, Panasonic и ViewSonic.

К главным технологическим трендам также можно отнести рост яркости проекторов, увеличение популярности широкоформатных устройств, а также формирование реального рынка 4К-аппаратов. Но обо всём этом мы подробнее поговорим чуть ниже.

Для заявленного нами основного технологического тренда – перехода на LED/Laser подсветку -- мы даже не будем строить отдельную диаграмму вследствие ее очевидности и однозначности: практически линейный рост без особых флуктуаций. Начав с нуля в 2009 г., такие аппараты сейчас составляют уже ровно 10% всего продуктового предложения. Но мы не стали бы исключать, что с окончанием экономического кризиса, негативным образом влияющего на платежеспособность покупателей, угол наклона кривой может заметно вырасти, и данный сегмент году к 20-тому может вполне подобраться к 30% всего ассортимента проекторов.

Остальные изменения не столь очевидны, и мы рассмотрим их чуть подробнее.

Соотношение количества моделей, реализованных на DLP чипе или LCD-матрице на наш взгляд особого смысла не имеет, поскольку каждая из технологий вполне хороша и практически не имеет ограничений по использованию. Вместе с тем на нее традиционно многие обращают внимание, поэтому мы также рассмотрим общий тренд в развитии этих технологий.

Строго говоря, особого тренда здесь и нет (см. рис.1). Примерно треть всех моделей на рынке используют LCD матрицу, это их доля флуктуирует около этого показателя, но сигналов и предпосылок к кардинальному изменении ситуации не прослеживается.

Рис. 1. Динамика соотношения между количеством DLP и LCD моделей

В следующем разделе, мы еще вернемся к этому вопросу и рассмотрим ситуацию на текущий момент. Таким же образом мы будем детализировать и другие срезы.

Более важным является анализ продуктового предложения рынка на предмет динамики соотношения между различными классами оборудования. Дело в том, что каждый класс имеет свои основные целевые рынки, и изменение в их емкости, активности и предпочтениях должны заметно отражаться на пропорциях между технологическими сегментами.

Однако, как мы видим, за последние десять лет какого-то качественного изменения картины не произошло (см. рис. 2).

Рис. 2. Динамика структуры товарного предложения по классам проекторов.

Разве что заметно выросла доля самых тяжелых инсталляционных проекторов, увеличившись в относительном выражении более чем на 60%. По-прежнему львиную долю рынка контролируют ультрапортативные аппараты, что не удивительно, поскольку к этому классу относится большая часть моделей, предназначенных для самой ёмкой сферы образования.

Но вот уж где действительно наблюдается заметное движение, так это в форм-факторах проекторов (см. рис.3).Следуя тенденциям смежных рынков модели проекторов все чаще выпускаются широкоформатными. Несмотря на то, что их средняя стоимость несколько выше, они начинают превалировать в продуктовом предложении. Десять лет назад они составляли всего массива моделей, а сейчас их доля уже приближается к двум третям.

Рис. 3. Динамика структуры товарного предложения по разрешению проекторов.

Стоит отметить, что в продажах широкоформатные модели еще далеки от подобного доминирования, однако не пройдет и нескольких лет, как продажи широкоформатников будут также определяющими для рынка, а экономическая ситуация может только лишь немного замедлить или ускорить этот процесс.

Важно подчеркнуть нюанс , связанный с SVGA-проеукторами. В продуктовом предложении SVGA-устройства составляют мизерную часть с тенденцией к уменьшению. Однако, поскольку это самые дешевые аппараты, на них по-прежнему приходится очень значительная доля продаж.

Также очень значительные изменения на рынке происходят в разрезе яркостей проекторов (см. рис. 4) Здесь очевиден сильный тренд к увеличению средней яркости устройств, что позволяет им работать во всё более освещенных помещениях, повышая таким образом конкурентоспособность данного оборудования.

Рис. 4. Динамика структуры товарного предложения проекторов по яркости.

Основой категорией сейчас следует считать аппараты с яркостью от 3000 до 4000 лм, чья доля за последние годы более чем удвоилась и составляет свыше 40%. Кстати, этот же сегмент и формирует львиную долю продаж на рынке. Очень значимый вклад в продуктовое предложение проекторов с яркостью 4000 лм и более, чья доля уверено растет, составляя уже свыше 36% всех моделей.

Пока в продажах (в натуральном выражении) они еще не так сильны, и мы не ждем того, что они превратиться в мейнстрим, но сама “сверхнасыщенность” этого самого высокотехнологичного сегмента моделями, указывает на высокую интенсивность конкуренции.

Ранее, ключевой сегмент проекторов яркостью от 2000 до 3000 лм уверенно сокращается. Мы не считаем, что он окончательно исчезнет, но в бизнесе у таких проектов особых перспектив нет, и они могут остаться только в небольшом сегменте домашних кинотеатров, где реализуется полное затемнение, и яркость превращается в атрибут второго уровня.

Стоит добавить, что по отношению к сегменту моделей с еще меньшей яркостью, мы относимся с бОльшим оптимизмом. Дело в том, что именно здесь находятся сверхкомпактные модели с LED подсветкой и как было уже сказано выше, мы пророчим им хорошие перспективы.

Российский рынок проекторов очень сегментирован по ценовым диапазонам (см. рис. 5). При этом картина за последние десять лет изменилась, причем не в лучшую сторону. Мы имеем ввиду, что несмотря на описанные выше улучшения характеристик, есть выраженная тенденция к удешевлению проекторов. И это негативным образом отражается на прибыльности участников рынка, в том числе сокращая бюджеты на R&D, что замедляет технологический прогресс.

Рис. 5. Динамика ценовой структуры товарного предложения проекторов.

Сейчас на рынке зародились и окрепли сегменты сверхдешевых аппаратов, стоимостью менее 750, и даже менее 500 долл. Самый дешевый сегмент сейчас вообще формирует львиную долю продаж на рынке (чуть ли не 50%). Вместе с тем, более 40% моделей на рынке находится в ценовом диапазоне от 1500 тыс. долл. и в последнее время процесс сокращения продуктового предложения здесь несколько замедлился. Особенно это заметно в сегментах самых дорогих аппаратов.

Текущий профиль продуктового предложения

Помимо общих трендов, также полезно проанализировать текущий профиль всего массива проекторов.

В частности, срез по LED/Laser-технологии в различных классах продукции сразу дает ответ на вопрос, по каким направлениям она развивается наиболее интенсивно. Как было сказано выше, LED проекторы – прерогатива субкомпактного рынка, а Laser-LED – более серьезных решений. И это полностью подтверждается текущими уровнями пенетрации (проникновения) данных технологий (см. рис. 6).

Рис. 6. Соотношение между классической и LED/Laser-подсветкой в различных классах проекторов

В сегменте микропортативных проекторов уже ровно треть всего массива моделей имеет LED-подсветку, в то время как в чуть более габаритном классе ультрапортативных устройств их еще менее 5%. Схожая картина и на другом полюсе. В классе самых тяжелых инсталляционных решений Laser-LED-модели составляют уже более 20% продуктового предложения, а в более легком классе – чуть более 10%.

Если говорить о перспективе, то наиболее оптимистичны мы по отношению как раз инсталляционного направления, где, по большому счету, нет особых технологических сложностей по внедрению новых технологий. Так что вытеснение флуоресцентных ламп здесь только вопрос времени, причем очень небольшого.

Однако в сегменте массовых аппаратов сейчас крайне распространены легкие «классические» устройства с большой яркостью, которые при этом еще очень доступны по цене. Скорее всего, LED-лампы и не достигнут возможности получать световой поток в 3-4 тыс. лм, но Laser-LED смогут быть помещены в более компактные корпуса. По крайней мере на рынке уже есть устройства весом менее 3 кг и конечной стоимостью около 50 тыс. руб. (Casio XJ-V2). И хотя в среднесрочной перспективе флуоресцентные лампы останутся решением, обеспечивающим львиную долю продаж, после 2020 г. картина на рынке может существенно поменяться.

Таблицы 1-5 (микропортативные проекторы, ультрапортативные проекторы, портативные проекторы, переносные проекторы, стационарные проекторы).

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.