Широкоформатные проекторы для бизнеса

Ромэна Мочар, менеджер по развитию бизнеса ITResearch

Однозначно трендом развития визуальных средств последнего времени является переход к широкому формату. Это коснулось как индивидуальных, так и общественных экранов, а также экранов всех без исключения типов мобильных компьютеров. Очевидно, что такое серьезное движение не могло не коснуться и мультимедийных проекторов (MMP), базовая функция которых — перенос маленького изображения на большой экран. Ситуация, когда изображение на экране, например ноутбука или планшета и транслируемая презентация не совпадают, все меньше устраивает клиентов, заставляя производителей MMP принимать меры по переходу также на широкий формат.

Этот процесс нельзя назвать безболезненным, кроме того, напрямую затрагиваются интересы смежной отрасли — экранов, на которые проецируется изображение, где также приходится кардинально пересматривать товарное предложение. Но все же этим отраслям деваться некуда и очевидный тренд практически неминуемо ведет к переходу на широкий формат.

Мы очень часто укоряли производителей проекторов в излишней скромности, ведь, даже имея прекрасные технологические решения, они уделяли мало внимания их продвижению и разъяснению своих преимуществ массовым пользователям.

В случае широкоформатных проекторов повторяется старая история. На самом деле в целом тренд к переходу отрасли на новый формат идет уже давно (рис. 1), хотя об этом мало кто знает и задумывается. Еще летом доля представленных на рынке широкоформатных моделей преодолела отметку в 50% всего ассортимента рынка, и очевидно, что при таких темпах стандартный формат очень скоро себя изживет. Скорее всего, в нем останутся только самые доступные аппараты для простейших задач сферы образования.

Рис. 1. Динамика доли широкоформатных проекторов в общем ассортименте.

Вместе с тем реальные продажи таких устройств пока существенно отстают от предложения. Но здесь также тренд растущий, и в дальнейшем он будет подпитываться сменой ассортимента. И специфика российского рынка такова, что большая часть как представленных моделей, так и их продаж, сосредоточена в бизнесе (рис. 2). Именно эту составляющую мы рассматриваем в данном обзоре.

Рис. 2. Структура рынка по типу проекторов.

Уже сейчас на российском рынке реально продается около 400 широкоформатных бизнес-моделей, основные из которых мы представили в таблице к данному обзору. В статье мы сосредоточимся на общих статистических закономерностях, характеризующих текущее состояние продуктового предложения широкоформатных устройств.

Политика основных производителей

В то время как на рынке уже фактически сформировался продуктовый паритет между стандартными и широкоформатными моделями, активность различных вендоров в этих сегментах несколько отличается (рис. 3). Но прежде нужно отметить, что на рынке проекторов де-факто образовалась ситуация, что ключевым Hi-End-разрешением является Full HD (1920×1080). Соответственно те производители, которые ориентируются на серьезные инсталляционные решения, скорее переходят на широкий формат в целом. Например, так происходит с компанией Panasonic, у которой значительная часть бизнеса сосредоточена в инсталляционной области. Схожая ситуация у компании Epson, но у нее накладывается своя специфика: ее ассортимент полностью состоит из LCD-проекторов. По-видимому, эта технология быстрее переводится на широкий формат, чем конкурирующая DLP.

Рис. 3. Активность основных вендоров по выведению на рынок широкоформатных проекторов.

Другие лидеры рынка — Acer и BenQ — работают на более массовом рынке, где критичен ценовой фактор. А поскольку широкоформатники в целом пока дороже, это вынуждает данные компании продолжать поддерживать широкий ассортимент стандартных аппаратов. Поэтому доли широкоформатных проекторов у данных компаний близкие, а чуть меньшая доля у Acer связана, скорее всего, с тем, что компания ориентируется на самые мобильные решения, где зачастую формат пока не так критичен.

Структурные закономерности

На данный момент среди широкоформатных проекторов для бизнеса превалируют аппараты с разрешением Wide XGA (1280×800 и 1280×720), которые составляют три четверти от продуктового предложения (рис. 4). Это определенно меньше, чем по рынку широкоформатников в целом и категорически отличаются от домашних широкоформатников, где ситуация выглядит практически с точностью до наоборот. Связано это с тем, что в домашнем сегменте большей частью все крутится вокруг кино, где Full HD — стандарт де-факто.

Рис. 4. Распределение моделей различных типов по разрешениям.

В случае бизнес-аппаратов идет замена устройств для широкого рынка, где основным функционалом как раз является проведение презентации. Соответственно внедрение широкого формата обусловлено требованием оптимальной связки с компьютером. В микропортативном формате проекторы с разрешением Full HD еще редкость, да и цены кусаются, отсюда и превалирование аппаратов с Wide XGA.

Рис. 5. Распределение моделей по яркости при различных разрешениях, ANSI-лм.

То, что бизнес-аппараты с разрешением Full HD еще в основном инсталляционные, подтверждают и перекрестные технологические зависимости. В частности, Full HD-модели в сейчас основном имеют высокую яркость (рис. 5). Более половина моделей сегмента обладает яркостью свыше 5000 ANSI Lumen, при этом нет ни одного аппарата с яркостью менее 3000 ANSI-лм Lumen.

В субсегменте Wide XGA совсем другая история. Здесь ярких аппаратов не так много, 70% продуктового предложения сосредоточено в диапазоне до 4000 ANSI-лм. Но все же и здесь есть сверхяркие модели.

Распределение по массогабаритному признаку вполне ожидаемо (рис. 6). Full HD-проекторы пока существенно габаритнее и чаще всего используются для инсталляций. И лишь менее 20% таких аппаратов могут считаться «разъездными». А микропортативный Full HD-проектор сейчас на рынке и вообще всего один — Acer P1500.

Рис. 6. Распределение моделей по весовым категориям при различных разрешениях.

В субсегменте Wide XGA картина иная, хотя и «полярной» ее назвать нельзя. Действительно, примерно 60% таких моделей вполне компактны, но 40% для серьезных устройств — это не так уж мало. Кстати, если пойти еще «глубже», можно заметить некоторые различия между долями переносных и стационарных Wide XGA-проекторов (41%) и ярких Wide XGA-проекторов (30%). (По логике эти сегменты должны совпадать, поскольку «массивные» аппараты обычно и ярче). Однако есть ряд моделей ультракороткофокусных аппаратов для образования, которые достаточно габаритные, но при этом не сверхяркие, поскольку это не так уж обязательно.

Очень показательно распределение проекторов с различным разрешением по ценовым диапазонам (рис. 7). Wide XGA- и Full HD-проекторы довольно слабо пересекаются по цене, и тому есть ряд причин, которые обсуждались выше.

Рис. 7. Распределение широкоформатных бизнес-проекторов с различным разрешением по ценовым диапазонам.

Wide XGA-проекторы в целом существенно дешевле, но тем не менее они дороже стандартных устройств. Например, в этой группе всего 7% моделей стоит дешевле 700 долл., в то время как среди стандартных аппаратов таковых почти треть. На данный момент большая часть Wide XGA-проекторов сгруппирована в ценовых диапазонах от 700 до 1000 и от 1000 до 1500 долл., соответственно 19% и 22%. Но эти пики не так уж выражены, и в целом дисперсия цен в этом субсегменте очень высока.

Full HD-аппараты ощутимо дороже, здесь даже нет моделей дешевле 1000 долл., и цена всего 16% моделей составляет менее 3000 долл. Свыше половины всего продуктового предложения сгруппировано в диапазоне от 5000 до 20 000 долл., так что дисперсия цен здесь пока существенно ниже.

Суммируя, можем зафиксировать, что на рынке мультимедийных проекторов прошла тихая революция: уже половина моделей стали широкоформатными, что в скором будущем обязательно отразится на структуре продаж.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.