Структура продаж на российском рынке проекторов

Василий Мочар, зам. директора ITResearch

Ромэна Мочар, менеджер по развитию бизнеса ITResearch

Пока подавляющая часть проекторов рынка лежит в сегменте B-2-B, который крайне неоднороден. В нем мы бы выделили три наиболее важных субсегмента.

Наиболее стабилен субсегмент инсталляционных проекторов. Большие помещения требуют серьезных визуальных решений и чаще всего реализуются именно на проекторах. В рамках большой страны проекты такого рода обеспечивают стабильный и немалый поток заказов. Кстати, даже здесь могут быть флуктуации, например, при вводе в эксплуатацию крупных образовательных учреждений и спортивных комплексов. Так было при окончании строительства Дальневосточного университета, сейчас очень надеемся на Сочи.

К этому сегменту, где проекторы чувствуют себя вполне комфортно, примыкают переносные аппараты для оборудования небольших залов и переговорных. Здесь как раз все не так радужно, поскольку большие панели делаются все доступнее, а кроме того, в этой технологии очень быстро развивается тема интерактивности. Проекторы тоже стремятся не отставать, но многие корпоративные пользователи выбирают более простое в использовании решение на основе одного дисплея и даже видеостен, которые также становятся все доступнее.

Очень значим сегмент микропортативных и ультрапортативных проекторов, используемых для мобильных презентаций. Многие «разъездные» менеджеры предпочитают подстраховаться и иметь при себе собственный аппарат. Этот сегмент потребителей обеспечивает достаточно большой и стабильный объем закупок, но лишь в хорошие времена. Здесь мы также ожидаем, что стимулировать их может тот же тип оборудования, что описан нами для мобильных домашних потребителей: маленький сверхсовременный LED-проектор в связке с новейшими гаджетами.

Однако все описанные выше потребительские сегменты по своему потенциалу и реальным закупкам меркнут по сравнению с сегментом образования. Фактически, у нас наблюдается ситуация близкая к монопсонии (доминирование одного покупателя или сегмента покупателей). И сейчас всего несколько десятков тендеров могут за год обеспечить успех производителя или же его провал. Именно поэтому сегменту образования уделяется так много внимания, а количество выделяемых здесь денег задает настроение во всей отрасли.

2012-й год был чрезвычайно удачным для рынка проекторов, и во многом именно благодаря тому, что государство выделило существенные средства на закупку оборудования в рамках образовательных тендеров. К сожалению, большая часть денег была потрачена именно в прошлом году, и на 2013-й оставалось не так уж и много. К сожалению, с началом 2013 г. в экономике обозначились существенные проблемы, крайне негативно повлиявшие на настроения потребителей, особенно корпоративных. Это быстро привело к резкому снижению очень многих отраслей, включая проекторы. В течение года темпы падения только нарастали, составив в третьем квартале около 30%. И только самое последнее время на рынке было оживление, связанное с рядом тендеров в образование.

В статье мы сосредоточимся собственно на итогах российского рынка проекторов за первое полугодие 2013 г. и на динамике за последние годы. Также проанализируем динамику технологической структуры рынка и конкурентной среды.

Основные итоги

В течение первого полугодия 2013 г. было продано почти 70 тыс. проекторов на сумму 70 млн долл. В натуральном выражении это второй результат за все время существования российского рынка проекторов, превысивший даже докризисные уровни (рис. 1). Несмотря на существенное падение, на рынке все равно наблюдается скорее повышательный тренд.

Рис. 1. Динамика российского рынка проекторов в натуральном выражении (тыс. штук).

Однако в денежном выражении это всего лишь третий результат (рис. 2), что связано с существенным удешевлением проекторов, которое за прошедшие несколько последних лет составило почти треть.

Рис. 2. Динамика российского рынка проекторов в денежном выражении (млн долл.).

Обращает на себя внимание факт, что как натуральные, так и денежные показатели рынка уверенно росли в 2010-2012 гг. после провала 2009 г. Но в текущем году тенденция была нарушена. Падение было относительно небольшим (-12% в штуках и −8% в деньгах), но сам факт все же довольно неприятный. Основными причинами произошедшего мы считаем неблагоприятную ситуацию в экономике и незначительные отгрузки в образовательные тендеры.

Динамика темпов роста рынка проекторов вообще подвержена значительным флуктуациям. Во время кризиса рынок рухнул более чем на 50%. В следующем, 2010 г. он отскочил более чем на 60% по сравнению с «дном» и затем два года подряд показывал очень существенный прирост, как органический, так и благодаря возобновившимся образовательным тендерам. В текущем году, как уже было сказано, рынок ушел в минус, причем негативная динамика в течение первых трех кварталов только нарастала. Показатели четвертого квартала пока неизвестны, но даже если он будет достаточно удачен, вряд ли по итогам года суммарное падение составит менее 15% в штуках.

С денежными показателями пока несколько другая ситуация: в текущем году они падают чуть меньше, чем натуральные. Но нельзя сказать, что это сильно радует. Дело в том, что снижение цен на рынке может быть обусловлено двумя обстоятельствами: общим трендом ценовой эрозии, которая действует на все модели, и превалированием продаж самых простых и дешевых устройств, которые чаще всего отгружались в сферу образования. До недавнего времени средневзвешенная стоимость проекторов устойчиво шла вниз (рис. 3).

Рис. 3. Динамика средневзвешенной стоимости проекторов (долл.).

Для потребителя, это конечно хорошо, но для участников рынка оборачивается снижением прибыльности. В текущем году средневзвешенная стоимость показала даже некоторое увеличение, при том что проекторы продолжали дешеветь. Данный феномен связан именно со слабостью тендерного рынка и соответственно увеличением доли относительно дорогих устройств, поставляемых для нужд бизнеса. Добавим также, что средняя стоимость опустилась ниже уровня 1000 долл., а затем временно от него «отскочила». Позже, вероятно, она все же снизится, но мы надеемся, что LED-проекторы, которые пока еще относительно дороги, смогут удержать этот показатель на приемлемо высоком для производителей уровне.

Технологические тренды

На данный момент продажи упомянутых LED-проекторов достаточно незначительны и поэтому не включаются нами в виде отдельного среза, однако динамика здесь очевидно положительная.

Что же касается набившего оскомину «противостояния» DLP- и LCD-устройств, то здесь за последние три года наблюдается достаточно стабильная ситуация (рис. 4). До 2010 г. доля LCD-проекторов была определенно выше, затем она снизилась до уровня немногим ниже 30%, на котором и закрепилась.

Рис. 4. Динамика долей основных технологий на рынке проекторов.

Можем отметить, что дальнейшее развитие ситуации здесь практически никак не связно с нашим рынком. Решится оно на международном уровне, противостоянием компаний Texas Instruments (поставщик DLP-чипов) и Epson (поставщик LCD-матриц). Кто из них обеспечит наилучшее технологическое развитие, лучшие цены, условия партнерам, тот и победит в глобальном масштабе.

Традиционно мы уделяем серьезное внимание динамике продаж проекторов различного массогабаритного типа (рис. 5). Микропортативные устройства (до 5 фунтов=2,25 кг.) находят свое применение для мобильных презентаций, и здесь часто сосредоточены существенные технологические прорывы, связанные с попытками втиснуть в минимальный объем максимальный функционал. Здесь же представлено большинство LED-проекторов.

Рис. 5. Динамика долей продаж проекторов различного типа.

В 2010 и 2011 гг. микропортативные устройства контролировали уже более 20% продаж, представляя собой значимый сегмент рынка (рис. 5). Нельзя сказать, что в 2012 г. они сильно упали, но их доля снизилась в связи с тем, что рынок прирос в первую очередь за счет ультрапортативных (вес от 5 до 10 фунтов) и портативных (от 10 до 20 фунтов) устройств.

Все это было связано именно с отгрузкой аппаратов в школы, для которых повышенная мобильность как раз скорее не нужна. Они часто используются на стационарном штативе вместе с интерактивной доской, поэтому проблема веса здесь глубоко вторична. В 2013 г. микропортативные аппараты ожидаемо увеличили свою долю, но меньше, чем планировалось.

Интересная рыночная закономерность заключается в том, что яркость проекторов планомерно растет (рис. 6). Наглядности мы отразили на диаграмме три основных диапазона по яркости, на которые приходится более 90% продаж всех проекторов. Видно, что на протяжении нескольких последних лет уверенно снижается доля устройств с относительно невысокой яркостью от 2 до 2,5 тыс. ANSI люмен. Всего за три года она снизилась со значимых 30% до всего 8%. При этом они очевидно вытесняются более яркими аппаратами (с яркостью от 2,5 до 3 ANSI люмен), чья доля поднималась до 70% продаж всего рынка.

Однако и эта категория за последнее время показала возможность слома восходящего тренда. Наметился новый претендент на роль мейнстрим-решения: это проекторы с уже «серьезной» яркостью от 3 до 4 тыс. ANSI люмен, что, кстати, позволяет их использовать практически без ограничений, даже в слабо затемненных помещениях. За последний год их доля, ранее находившаяся на уровнях ближе к 10%, испытала резкий скачок, и теперь взята внушительная отметка в 20%.

Рис. 7. Динамика долей продаж проекторов с различной яркостью (ANSI люмен).

Проанализируем также динамику различных форматов изображения, формируемых проектором. Еще несколько лет назад на рынке абсолютно доминировали аппараты со «стандартным» соотношением сторон (4 к 3) и разрешениями SVGA (800×600) и XGA (1024×768). И наши наблюдения ограничивались констатацией динамики вытеснения более простых (но существенно более дешевых!) SVGA-аппаратов.

Такие устройства продаются до сих пор, составляя львиную долю рынка. Однако тренд у рынка уже очевидно иной. Индустрия не может игнорировать тот факт, что абсолютно все другие сегменты средств визуализации стали широкоформатными, как мониторы, так и телевизоры, информационные панели и экраны ноутбуков. Пользователи хотят видеть презентацию в том же формате, как они ее предварительно создали. То же касается и фильмов. В результате производители проекторов планомерно перестраивают свои модельные ряды на широкий формат. Уже сейчас половина предлагаемых на рынке моделей стали широкоформатными (см. статью «Деловые широкоформатники» в текущем номере журнала), но стоимость их в целом пока несколько выше, да и инерция рынка дает себя знать. Поэтому реальные продажи широкоформатных проекторов несколько отстают от товарного предложения, но неуклонно растут (рис. 8). На данный момент их доля в натуральном выражении уверенно закрепилась на отметке выше 20%.

Рис. 8. Динамика доли широкоформатных проекторов.

Конкурентная ситуация

Особенности структуры спроса на российском рынке проекторов непосредственно влияют и на конкурентную ситуацию. В частности, некоторые вендоры, имея довольно слабый дилерский канал, неплохо играют в тендерах, вследствие чего получают хорошую рыночную долю.

Кстати, следует добавить, что активизация тендеров в образовании не так уж однозначно приведет к интенсификации продаж самых дешевых проекторов. Последнее время наблюдается смещение запросов заказчиков в сторону короткофокусных и ультракороткофокусных аппаратов, а также интерактивных решений. Доля таких проекторов в тендерах растет, и это позволяет рассчитывать на то, что от образовательных тендеров выиграют не только производители, готовые предложить самую низкую стоимость, но и вендоры, делающие ставку на самые современные технологии и продукцию с более высокой добавленной стоимостью.

Лидером российского рынка по натуральным показателям традиционно оказалась компания BenQ, второе и третье места также остались за Acer и Epson. В лидирующую группу по-прежнему входят также NEC и ViewSonic.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.