В данной статье мы опишем динамику рынка компьютеров в прошлом году, а потом уже перейдем к оценке происходящего на нем в момент сегодняшний (начало мая).

Итак, в 2008 г. на рынке компьютеров было реализовано чуть более 10 млн единиц техники, включая продажи настольных ПК, ноутбуков, нетбуков и серверов стандартной архитектуры. От этого количества чуть более 58,8% пришлось на стационарные ПК; 39,4% – на мобильные, из которых около 5% – это нетбуки; на серверы пришлось традиционные в последнее время для этого сегмента 1,8% продаж.

Если подойти к вопросу совсем уж формально, включив все четыре подсегмента, рост по отношению к 2007 г. составил 6,7% в натуральном выражении. Но и отбросив нетбуки, каковых в 2007 г. еще просто не существовало, суммарный годовой рост только по привычным группам продуктов все равно остается в положительной зоне – 1,5%.

Однако любопытнее взглянуть на динамические составляющие сегментов компьютерного рынка в первом и втором полугодиях по отдельности (рис. 1).

Итак, самый «старый» сегмент – десктопы – в начале года еще сохранял положительные значения динамики, хоть и не великие: чуть более 4%. В предшествующие рассматриваемому периоды настольные ПК росли по 9–10% в год.

Стандартные ноутбуки (нетбуки мы в данном случае вообще не затрагиваем) сохраняли в первом полугодии впечатляющие темпы роста – более 60%. В 2007 г. этот сегмент так примерно и рос – в коридоре 60–65%. Также весьма неплохо – почти на 30% – росли в начале того года серверы, что лишь немногим ниже 35% годом ранее.

Прогнозные значения в конце первого полугодия давали динамику по десктопам на уровне всего 1–2%, но все же это по-прежнему был бы небольшой рост. Ноутбуки предположительно сохранили бы темп на уровне 60%, может чуть меньше. И серверный сегмент вряд ли бы опустился ниже 25%, скорее как раз был бы выше. Понятно, что этим планам не суждено было сбыться.

Влияние первой кризисной волны для второго полугодия 2008 г. также показано на рис. 1. Сегмент ноутбуков – единственный, в котором еще сохранялась положительная динамика роста, однако она оказалась на 40 процентных пунктов ниже привычной. Нетбуки в IV квартале положения еще не спасали – в конце года продажи в этой подгруппе снизились до уровня ее старта как товарной категории, т. е. до показателей весны 2008.

Рис. 1. Сравнительная годовая динамика сегментов рынка компьютеров в H1 и H2 2008.

Рынок настольных ПК

Сегмент десктопов претерпел, казалось бы, наиболее сильное падение в конце года по натуральным показателям. А что же происходило с его внутренней структурой по сравнению с началом года?

Рис. 2. Динамика ценового распределения продаж настольных ПК (по данным продаж ведущих российских компаний).

На рис. 2. показаны распределения продаж системных блоков ведущих отечественных производителей по ценовым диапазонам в первом и втором полугодиях. Заметно явное смещение кривой в область удешевления. Поступательное движение кривой влево естественно – это следствие начавшегося повышения курса доллара, а цены на этом графике пересчитаны в инвалюту. Но смещение это неравномерно. Видно усиление доли конфигураций по цене ниже 400 долл., а вот более дорогие машины (в категории 600–700 долл.) несколько поутратили позиции.

Вроде налицо начало движения спроса в область экономизации закупок. Кризис равно экономия, звучит как аксиома. Но не будем спешить с выводами. Дело в данном случае не в том, что массовый потребитель резко среагировал на внешний негативный фон и моментально снизил запросы к функциональности оборудования. Скорее представляется, что в этот момент вырос вклад корпоративной составляющей. Розница, особенно мелкая и средняя, упала сильнее, чем государственный и крупный деловой секторы. Обычно вторая половина года оказывается более «розничной», это чисто сезонный фактор. Но не в этот раз. А на массовые рабочие места обычно и ставится интегрированное оборудование, более дешевое в сравнении с домашними мультимедийными десктопами.

Посмотрим также на распределение продаж ПК по процессорам (рис. 3).

Рис. 3. Динамика структуры рынка настольных ПК по процессорам (по данным продаж ведущих российских компаний).

Здесь вообще явного удешевления вроде как и не видно. Впрочем, этот график стремится к смещению к новейшим чипам абсолютно в любой момент времени, просто за счет смены технологических поколений процессоров. От структуры же продаж по целевым сегментам – корпоративный/домашний сектор – он зависим больше по сезонному соотношению сил между компаниями Intel и AMD. Обычно последняя во второй половине года смотрится более комплиментарно, ее доля подрастает вместе с долей отгрузок в ретейл. В этот же раз суммарная доля десктопов на процессорах AMD, заметим, снизилась во втором полугодии. Учитывая, что системный блок на платформе этого вендора за аналогичную конфигурацию часто оказывается дешевле, это снижение было бы странно при простом увеличении спроса на экономичные компьютеры в рознице.

Итак, у нас получается, что на самом деле ухода в low-end в массовом секторе не наблюдалось с момента начала кризиса и до рождественских распродаж включительно. Имеется в виду, не было ухода в продукты сниженной функциональности, ограниченных конфигураций. Поиск торгового дисконта, местами снижение интереса к бренду как фактору при покупке и т. д. – это и тогда уже началось. А вот массового сокращения базовых требований – нет.

Проблемы же локальной розницы и небольших реселлеров, ориентированных на сектор малого и среднего предпринимательства, вызваны были далеко не только падением общего объема спроса. То есть падение, безусловно, имело место, но по крайней мере в частном секторе было еще не столь катастрофичным. Крупные же корпоративные поставщики, видимо, оказались относительно менее задеты первой волной спада.

Ноутбуки

Сегмент стандартных ноутбуков теоретически имел большую прочность за счет изначально великолепной динамики. Но течение кризиса резко притормозило полет и этого сегмента. На самом деле положение с ноутбуками оказалось даже хуже, чем с десктопами, хотя по приведенным выше данным это еще не столь явно заметно. Во-первых, это в большей степени розничный товар, а что происходило с розницей уже сказано выше. Во-вторых, в отличие от десктопов это товар в основном импортируемый. Здесь и роль курсовой разницы валют влияет более прямо, так как касается конечной продукции, а не комплектующих, как в случае со сборкой настольных ПК. И роль канала поставок, дистрибьюторских схем ощутимо больше, о чем также сказано в предыдущем разделе. В результате в IV квартале темпы роста ноутбучного сегмента оказались уже отрицательными в годовом исчислении: -5,5%.

На рис. 4. показано, как повели себя продажи ноутбуков различных технологических классов во втором полугодии относительно первого.

Рис. 4. Полугодовая динамика продаж ноутбуков различных классов, H2/H1 2008.

В целом они, конечно, выросли (на 35%), но это далеко не та динамика, что в обычный год. Однако нас особенно интересуют продажи ноутбуков опять же экономичной группы. Они подросли лишь немногим больше среднерыночных показателей. И кстати, их доля в продажах росла на протяжении года, а в кризисный квартал как раз опустилась. В ход опять пошли среднеценовые модели, которые по отгрузкам снова вышли на лидирующие позиции. То есть и здесь о быстром удешевлении массового спроса речи пока не шло.

Особенно снизилась доля мини-ноутбуков, и тут очевидна роль нетбуков: просто самим фактом своего появления они заместили дешевые модели 12-дюйм ноутов. Это единственный класс, где товарозамещение со стороны нетбуков было проявлено изначально. В основном же последние продавались как дополнительное оборудование.

Средняя цена на мобильные компьютеры продолжала снижаться на протяжении всех кварталов, как это происходило и в предыдущие годы. По 2008 г. в целом средневзвешенная цена составила 1090 долл., годом ранее – 1150. Но по абсолютным объемам продаж в денежном выражении мобильный сегмент впервые обошел стационарные ПК по итогам года.

Серверы

Начиная с III квартала рынок серверов стал испытывать мощный кризисный прессинг. Пожалуй, чуть большее падение произошло в секторе малого и среднего бизнеса. Крупный заказчик хоть и секвестировал существенную часть заказов, но все же по значительной части проектов работа продолжалась.

Среди технологических подсегментов единственной точкой роста в конце года стали blade-серверы (рис. 5).

Рис. 5. Полугодовая динамика различных подсегментов рынка серверов H2/H1 2008.

(Надо, правда, отметить, что в первой половине года у blade-класса произошел локальный спад, а во втором полугодии они продолжили свое бурное развитие. Поэтому отрыв этого класса оборудования и оказался столь впечатляющий.)

В остальном по динамике подсегментов все довольно привычно – увеличивается доля рэковых конструктивов и сильно проседает сегмент многосокетовых систем.

Течение кризиса

Итак, мы кратко описали начало процесса рыночной рецессии, отметив значительное падение объемов во второй половине года, особенно в IV квартале, когда уже все без исключения основные сегменты показали отрицательную динамику. При этом надо признать, что часть сокращения продаж тогда – это проблемы самих поставщиков. Резкое ужесточение политики кредитования, естественно, повлияло и на число покупателей. Но все же падение спроса в количественном плане тогда еще не вошло в критическую фазу. А в плане качественном, так и вовсе местами способствовало усилению позиций более дорогостоящих моделей.

Более того, первые декады 2009 г., в связи с началом девальвации рубля, при отсутствии надежных инструментов для инвестирования, часть обеспеченных потребителей, что называется, стала «уходить в товар» – сбрасывать дешевеющую наличность. Естественно, со стабилизацией рублевого курса эта тенденция прекратилась. Тем временем продолжался рост числа уволенных сограждан, бюджеты организаций секвестировались, спрос все больше проседал.

К середине марта сложилась ситуация, обратная изначальной – положение со складами в канале сбыта более-менее нормализовалось. А вот спрос все более сокращался. Впоследствии, с некоторой нормализацией экономической ситуации, прекращением или замедлением падения производства, спрос в секторе организаций начал, по нашим ощущениям, чуть выправляться. С розничным же сегментом на момент написания данного материала улучшения не заметно – снижение продолжается. Да и сезонного фактора тоже никто не отменял – впереди, как ни крути, лето и сообразное уменьшение потребности в вычислительной технике.

Результатом, естественно, является снижение средневзвешенных цен и выход на первый план более дешевой продукции. Начинается волна экономизации спроса. В этой связи вполне понятно, что единственный сегмент, который хоть как-то радует на фоне остальных – нетбуки. Их продажи резко выросли. Благо на текущий момент уже фактически все производители стандартных мобильных ПК обзавелись подобными устройствами. Плюс развиваются сети беспроводной широкополосной связи – вводится в коммерческую эксплуатацию мобильный WiMAX, в Москве (наконец!) разрешили 3G-связь. Именно для данного сегмента это серьезное подспорье.

Среди самих ноутбуков также наметился крен к low-end-конфигурациям. Очевидно, что до нормализации экономической ситуации эта тенденция будет себя проявлять. В дальнейшем, когда на рынок вернется потребитель, отложивший покупку, возможно возвращение к спросу на более дорогие системы. На осенний отложенный спрос, вообще говоря, возлагаются основные надежды – ведь на экономах много не заработаешь.

В секторе ПК также наблюдается продолжение экономизации. Во-первых, по причине большего спроса на эту продукцию со стороны организаций и меньшую долю продаж «частникам». Кроме того, десктопы – товар более вариативный по комплектации. С внутрироссийской сборкой есть свои сложности – это более длинные деньги, а с кредитами проблема. Но все же рынок комплектующих в сравнении с дистрибуцией готовых товаров чувствует себя относительно неплохо. В результате разница в темпах падения сегментов настольных и мобильных ПК оказалась не столь разительна, как разница в темпах их прошлогоднего роста. Десктопы конечно падают сильнее, но разбег динамик уже не столь велик.

Наметившаяся в 2007-ом – начале 2008 г. тенденция к росту зарубежных брендов на рынке розничных настольных ПК в настоящий момент сломана. Отечественные сборщики возвращают свои позиции. Гораздо сложнее обстоит вопрос с соотношением федеральной и локальной сборки. Сейчас крепкие игроки среднего уровня как раз могут начать более активно осваивать локальные рынки, имея сбалансированную структуру затрат и оборотности. Таким образом, в списке крупных игроков не исключено появление новых имен.

С точки зрения экономичных технологий для бюджетного сегмента десктопов вариантов достаточно много. Это и неттопы – устройства на платформе Atom, уже появившиеся в ассортименте ряда зарубежных и отечественных компаний. (С этой продукцией, однако, вопрос – нужен ли вообще стационар столь низкой производительности. Дизайнерско-эргономические факторы – основное их в общем-то достоинство – тема не совсем антикризисная. А цены… В таком случае часто, действительно, легче купить тот же нетбук, получив аналогичные базовые свойства, но в мобильном варианте, при не сильно отличающейся стоимости за комплект.)

Для рабочих мест в организациях существует масса вариантов сокращения затрат на инфраструктуру. Те же «тонкие» клиенты. Существуют решения для десктопной виртуализации – мощный десктоп распределяет нагрузку между консолями нескольких пользователей. Благо уж у современных четырехъядерных чипов точно хватит возможностей на поддержку десятка операторов.

Но главной темой для виртуализации остается серверный сегмент. Здесь вообще, фактически, только об этом и говорят. Причем в свете кризиса как раз с точки зрения сокращения общих затрат на серверную инфраструктуру. С другой стороны, виртуализация, теоретически, приводит к сокращению закупок базовых юнитов. То есть рынок серверов в натуральном выражении преференций от этих технологий не получает, наоборот. Насколько заметным в процентном отношении окажется это влияние по реальным закупкам – покажет время.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.