Резкие колебания курсов валют вызвали ажиотажный спрос на технику. В декабре ритейлеры, согласно данным Hi-Tech Mail.Ru, зафиксировали двукратный рост продаж, а в 1-м квартале прогнозируют рост цен на все категории ввозимой техники. Проект Hi-Tech Mail.Ru выяснил, какие категории подорожают больше всего.
У большинства ритейлеров по итогам декабря 2014 г. оборот превышает прошлогодний в 2-3 раза. Многие из них еще в конце ноября начали выключать рекламные каналы в связи с ажиотажным ростом спроса. Самыми популярными категориями техники стали телевизоры, а также практически все цифровые товары (планшеты, смартфоны, ноутбуки) и игровые консоли. В декабре цены на самые популярные модели уже выросли в среднем на 15%, поскольку новые контракты, которые планировалось заключить уже в 2015 г., многие ритейлеры заключили раньше из-за резкого роста спроса. Очередное подорожание произойдет в начале следующего года.
Ритейл и производители ожидают роста цен на планшеты и смартфоны до 40% от текущих значений, на компьютеры, телевизоры, фотоаппараты и мелкую бытовую технику – до 20%. В меньшей степени подорожает крупная техника, которая собирается в России (холодильники, стиральные машины и т. д.).
Увеличение цен зависит, в первую очередь, от поставщиков, также на цены влияют затраты на транспортную логистику, стоимость аренды складских и торговых помещений. В «Эльдорадо» говорят об увеличении цен до 30% в течение квартала, в «Сотмаркете» менее пессимистичны и называют цифру 20%. Индексация цен может отличаться в зависимости от того, как быстро товар поступает с фабрики на полку. Чем меньше этот временной промежуток, тем быстрее их цена «адаптируется» под курс доллара. Соответственно, какие-то продукты не подорожают просто потому, что они уже продаются по новым ценам.
У производителей прогнозы такие же, как и у ритейлеров. Почти все ИТ-производители размещают заказы на китайских фабриках, поэтому подорожание у разных брендов будет примерно на одном уровне. Тем не менее у кого-то оно случится сразу, как у Apple, а у кого-то постепенно, как, например, у Lenovo или Acer.
В преддверии ожидаемого роста цен ритейл и производители испытали наплыв покупателей. Так, в декабре в Lenovo наблюдали рост по продажам ноутбуков до 30% при падении рынка на 25%. В «Связном» рост продаж смартфонов, планшетов, фотоаппаратов и ноутбуков в третью неделю декабря достигал в максимуме 180% в натуральном выражении по отношению к первой неделе декабря 2014 г. В магазинах «Юлмарт» в декабре рост среднего чека доходил до 255%, а в период с 16 по 19 декабря объем продаж в полтора раза превысил запланированный.