Как показало исследование рынка NFC в России и в мире, проведенное J’son & Partners Consulting совместно с компанией SMARTEST в июне-июле 2012 г., в нашей стране развитие услуг в этом сегменте находится на самой ранней стадии своего развития, в то время как во многих развитых странах мира накоплен достаточно большой опыт практического использования этой технологии, отработки бизнес-моделей и управления потребительской мотивацией. Например, в Японии близкая к NFC бесконтактная система платежей используется c 2004 г. (!), в Европе масштабное тестирование NFC проходило еще в 2006-2008 гг.

Рынок NFC в России имеет в России огромный потенциал, поскольку в его развитии заинтересованы как поставщики услуг (банки, мобильные операторы, платежные системы, вендоры, розничные магазины и пр.), так и конечные пользователи. В частности, за счет NFC-сервисов операторы мобильной связи смогут повысить лояльность абонентов и компенсировать падение ARPU, банки — сократить наличные платежи и снизить издержки, а розничный сектор — увеличить товарооборот за счет ускорения обслуживания и повышения лояльности.

Как показал опрос владельцев мобильных телефонов в городах-миллионниках, проведенный J’son & Partners Consulting совместно с компанией SMARTEST в июле 2012 г., 8,6% респондентов уже используют технологию бесконтактных платежей, в то время как почти половина (48,8%) ничего не слышала об этой технологии, 42,6% информированы о ней, но по тем или иным причинам ее не используют. 13,4% пользователей ответили, что их банковская карта поддерживает бесконтактные платежи; более половины респондентов (53%) не знают об этом. 6% пользователей ответили, что их смартфон позволяет бесконтактно оплачивать товары и услуги; 48% не осведомлены об этом. Наилучшим образом пользователи оказались информированы о таких сервисах NFC, как оплата товаров в магазинах, парковок и заправок, а также проезда в общественном транспорте и билетов на мероприятия.

В мире наибольшее распространение получили услуги бесконтактной продажи билетов на общественный транспорт и мероприятия, а также оплаты товаров и услуг.

По прогнозам западных аналитиков, доля бесконтактных мобильных платежей до 2016 г. будет оставаться достаточно низкой. По их мнению, «использование бесконтактных NFC-платежей влечет за собой изменения в потребительском поведении и требует взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами — банками, мобильными операторами, карточными сетями и продавцами». Все это занимает много времени, поэтому, по крайней мере, до 2015 г. аналитики не ожидают выхода NFC-платежей на массовый рынок.

Тем не менее, фактические данные и прогнозы по мировому рынку NFC свидетельствуют о высоком потенциале данного сегмента. Например, по прогнозам Berg Insight денежный объем транзакций с использованием NFC в ближайшие 5 лет будет активно расти, благодаря чему в 2015 г. этот рынок достигнет 74 млрд долл. По прогнозам Juniper Research, в 2017 г. объем мобильных платежных транзакций, выполненных при помощи устройств с поддержкой NFC, превысит 180 млрд долл.

Одним из основных факторов, влияющих на развитие рынка NFC в мире, является наличие соответствующей инфраструктуры и абонентских устройств. По данным середину июня 2012 г., в России были доступны 28 моделей телефонов/коммуникаторов с поддержкой NFC от 8 производителей — Nokia (7 моделей), RIM и Samsung (по 6 моделей), Sony (3 модели), HTC, LG (по 2 модели), Fly и Panasonic (по 1 модели) (см. рисунок ). Стоимость телефонов с поддержкой NFC начинается от 6,4 тыс. руб. (Samsung Wave 578 S5780) до 70 тыс. руб. (BlackBerry Porsche Design P’9981). По данным J’son & Partners Consulting, в России наблюдается существенный рост доли продаж телефонов с поддержкой NFC — с 07% в 4-м квартале 2011 г. до 1,2% в 1-м квартале 2012 г.

Производители мобильных телефонов с поддержкой NFC, кол-во моделей в России


Источник: J’son & Partners Consulting, июнь 2012 г.

Однако для конечного пользователя NFC в России — это маловажная опция, которая фактически не оказывает влияние на потребительский спрос и продажи смартфонов. На данном этапе развития рынка использовать телефоны с поддержкой этой технологии в российских проектах, как правило, нельзя — для этого необходим специальный NFC-модуль, который устанавливается в телефон, либо банковская карта с поддержкой NFC. В настоящее время в России реализуются пилотные проекты для демонстрации возможностей NFC, отработки тарификации и технологических аспектов, бизнес-моделей и пр. Основные сдерживающие факторы развития NFC в России — это низкая информированность потенциальных пользователей о возможностях данной технологии, недостаточное развитие инфраструктуры и несовершенство российского отраслевого законодательства, а также опасения пользователей по поводу безопасности транзакций и сохранности персональных данных. С другой стороны, ключевые преимущества бесконтактных платежей — быстрота и удобство совершения платежей — в итоге постепенно перевесят проблемы, и рынок начнет расти ускоренными темпами.

Как показал опрос экспертов из сферы ИКТ*, проведенный J’son & Partners Consulting совместно с компанией SMARTEST в июле 2012 г. основными отраслями, в которых технология NFC будет наиболее перспективна в ближайшие 1-3 года, являются общественный транспорт, розничная торговля и сфера услуг, реклама и маркетинг. Бесконтактные платежи будут популярны на автозаправочных станциях и парковках, на культурных и спортивных мероприятиях, в кафе и ресторанах быстрого питания, то есть в тех местах, где одновременно обслуживается большое количество людей и требуется мгновенная авторизация платежа, а сумма покупки относительно невелика. Кроме того, NFC может использоваться в системах учета рабочего времени сотрудников предприятий Time&Attendance (T&A), в рекламе («умные постеры») и других отраслях.

Основные участники зарождающегося рынка NFC — «большая тройка» сотовых операторов, крупнейшие банки и платежные системы. Так, МТС реализует NFC-проекты «Быстрая заправка» на автозаправках «ЛУКОЙЛ», оплата товаров в торговых автоматах компании UVENCO (оба в Перми), совместное с MasterCard и «МТС-Банк» платежное решение на основе технологии NFC для бесконтактной оплаты товаров и услуг с телефона по технологии MasterCardPayPass и др. «МегаФон» и «ВымпелКом» предлагают услуги по бесконтактной оплате проезда в метро Санкт-Петербурга. 8 российских банков являются эмитентами бесконтактных карт PayPass, использование которых значительно сокращает время обслуживания клиентов в сфере розничной торговли и услуг.

По прогнозу J’son & Partners Consulting, объем рынка операторских мобильных платежей «большой тройки» сотовых операторов в 2012 г. составит около 15-18 млрд руб. К 2017 г., при осуществлении оптимистического прогноза, объем мобильных платежных транзакций, выполненных с устройств с поддержкой NFC, превысит 50 млрд руб. За 2011 г. этот показатель, по оценке большинства опрошенных экспертов, был менее 30 млн руб., прогноз на 2012 г. — от 30 до 150 млн руб.

*Опрос содержит результаты опроса случайной выборки среди 894 экспертов — представителей компаний, работающих в ИКТ сегменте (сотовые и ШПД операторы, производители и дистрибуторы оборудования и контента, системные интеграторы и др.) В аналогичных опросах принимают участие руководители департаментов маркетинга, PR, по связям с общественностью; информационно-аналитического блока, стратегического планирования; коммерческие директора, руководители технических служб, представители топ-менеджмента компаний. Более 20% респондентов ответили, что в компании, в которой они работают, уже используется NFC.