Направление интернет-магазинов мобильных приложений, которое зародилось в 2008 г., находит все большее развитие. По данным компании Gartner, в 2010 г. в мире из них было скачано 8.2 млрд мобильных приложений, а на 2011 г. компания прогнозирует рост на 117%, до значения 17.7 млрд. загрузок. К концу же 2014 г., по прогнозу Gartner, это число превысит 185 млрд.

В денежном выражении в 2011 г. рынок мобильных приложений оценивается в размере более 15.1 млрд долл. Он включает как оплату покупок самих приложений конечными пользователями, так и доходы от рекламы, генерируемой приложениями. В 2010 г. объем этого рынка составил 5.2 млрд долл. В период 2010-2014 гг. ожидается рост более чем на 1000%, до уровня 58 млрд долл.

Бум подобных магазинов приложений, начавшийся в 2009 г., продолжился в 2010 г., когда появились магазины, альтернативные Apple App Store: основную конкуренцию ему составили Android Market, Nokia Ovi Store, RIM’s App World, Microsoft Marketplace и Samsung Apps, загрузки с которых в 2010 г. существенно выросли.

Ожидается, что в 2011 г. бесплатные скачивания программ составят 81% всех загрузок мобильных приложений. Доля, как видно, очень большая, но по сравнению с 2008 г. она, по данным Gartner, уже снизилась и продолжит снижение в текущем году. Пользователи стали больше доверять биллинговым системам расчета и уже оценили преимущества концепции мобильных приложений, так что будут покупать их больше, полагают аналитики. Однако с 2012 по 2014 гг. доля бесплатных загрузок снова вырастет.

Доходы магазина приложений делятся между владельцем подобного магазина (например, Apple в случае App Store или RIM в случае App World) и разработчика приложений. Примерное соотношение доходов составляет 70/30, где 70% приходится на разработчика. К концу 2014 г. на рекламу придется примерно 1/3 доходов магазина приложений, тогда как в 2010 г. эта доля составила 16%.

Хотя по мере роста рынка среднее число загрузок на один смартфон останется стабильным, на медиа-планшеты потребители будут загружать больше приложений, так что количество загрузок на одно устройство в среднем повысится. По оценке Gartner, в 2010 г. примерно 9 из 10 загрузок приходилось на магазин App Store компании Apple (в этом нет сомнения и у других аналитиков). В течение прогнозируемого периода (до 2014 г. включительно) магазин Apple останется лучшим по доле продаж, но уже не в такой пропорции, поскольку популярность других магазинов будет расти.

Вообще интернет-магазины приложений становятся весьма привлекательной составной частью экосистемы смартфонов. Помимо денежных доходов они позволяют владельцам магазинов предлагать инновации, созданные вне собственного R&D-департамента. Но сделать такой магазин по-настоящему успешным совсем непросто. Для того чтобы он был прибыльным, владельцу необходимо найти способы привлечь разработчиков приложений, организовать разнообразие контента и привлечь в магазин пользователей, а затем и удержать их.