Согласно исследованию компании GFK, если в первой декаде ХХI-го столетия розничные ИТ-рынки в большинстве регионов Европы и СНГ росли почти по всем направлениям, то во второй декаде парадигма меняется — рост розничных продаж продолжится лишь в инновационных сегментах рынка, и для этого требуется расширение локализованного под определенную страну ассортимента.

По данным GFK, уже в 2009 г. множество сегментов розничного ИТ-рынка показало снижение по сравнению с 2008-м годом. Конечно, тут свою роль сыграл экономический кризис, но в худшем положении оказались сегменты рынка, подошедшие к своему насыщению.

Наибольшее снижение продемонстрировали ЭЛТ-ТВ (-33%), принтеры (-19%), настольные ПК (-18%). Среди немногочисленных сегментов, которым в прошедшем году удалось подрасти — картриджи, особенно струйные, мобильные компьютеры, ЖК-ТВ (см. таблицу). В 2010 г., по прогнозу компании, рост будет в этих же сегментах, плюс прирост покажут сегменты МФУ и мобильных телефонов.

Динамика розничного ИТ-рынка в странах Европы и СНГ в различных сегментах (Y/Y, в денежном выражении)

Категория продукции 2009/2008 2010/2009
Мобильные компьютеры + 5% +13%
ЖК-ТВ +5% +11%
Картриджи лазерные +2% +6%
МФУ -6% +1%
Картриджи струйные +13% +1%
Настольные компьютеры -18% -1%
Домашние аудиосистемы -11% н.д.
Цифровые камеры -4% н.д.
Игровые консоли -2% н.д.
Мониторы -19% н.д.
DVD-проигрыватели -4% н.д.
видеомагнитофоны -13% н.д.
Плазменные панели -15% н.д.
Автомобильные навигационные устройства -30% н.д.
принтеры -19% н.д.
ЭЛТ-ТВ -33% н.д.

Источник: по материалам презентации GFK, июнь 2010.

Аналитики GFK отмечают, что обычно рост происходит в нишевых сегментах. К таковым компания сейчас относит ПК класса AIO (моноблоки), беспроводные аудиоустройства, цифровые камеры класса high end, аксессуары к игровым консолям, мониторы с диагональю экрана 24 дюйма и более, устройства записи DVD/HDD, панели digital signage, смартфоны и принтеры с поддержкой беспроводной передачи данных.

Вендоры, стремящиеся к увеличению продаж, должны уделить внимание созданию достаточного ассортимента продукции именно перечисленных выше классов, полагают в GFK.

Эти данные были приведены в докладе компании на ИТ-неделе DISTREE (DITCW 2010), которая прошла в Москве с 23 по 25 июня 2010 г. Мероприятие посетило свыше 650 делегатов из России и стран СНГ.

Всего в рамках ИТ-недели DISTREE состоялось более 1500 встреч вендоров с партнерами по бизнесу. Представители 85 компаний производителей компьютерной техники и ПО встретились с 250 руководителями компаний корпоративного и розничного каналов продаж.