Дебаты и обсуждения гигантского 230-страничного отчета комиссии по связи США (FCC), в котором проанализировано состояние рынка беспроводной связи США за последние четыре года, продолжаются. Российским игрокам этого рынка, да и просто пытливым пользователям, он может быть интересен в основном тенденциями развития рынка, которые, как, известно, оформившись на Американском континенте, через пару лет начинают наблюдаться и в России.

Один из главных трендов, который начал проявляться и в нашей стране,— неуклонное снижение ARPU по голосовым сервисам и столь же неуклонный рост ARPU от передачи данных. При этом если прирост ARPU от передачи текстовых данных у четырех крупнейших операторов США (AT&T, Sprint Nextel, T-Mobile и Verizon Wireless) постоянно снижался от рекордного значения в 68% в 2006 г. до 18% в 2008 г., то прирост ARPU от передачи других типов данных практически не менялся, а в 2008 г. даже вырос на 2%. Поэтому неудивительно, что наибольший рост доходов показали те операторы, которые на раннем этапе и наиболее активно включились в «широкополосную гонку», внедряя новые технологии, главным образом 3G (EV-DO и HSPA), в меньшей степени — WiMAX. Динамика такого показателя, как разность между «неочищенным» доходом (EBIDTA) и капитальными затратами (CAPEX), свидетельствует, что стабильный рост доходов наблюдается именно у таких провайдеров (Verizon Wireless и Sprint Nextel), тогда как более осторожные (T-Mobile и AT&T) испытывают «взлеты и падения». В 2009 г. примерно 98% населения США использовали для связи сети EV-DO, около 77% — HSPA и только около 4% — WiMAX. Хотя, если вспомнить, то именно США, конкретнее — компания Sprint Nextel — и стали главной стартовой площадкой для WiMAX.

Характерна и другая тенденция — рост использования абонентами смартфонов. С 3-го квартала 2008 г. прирост количества смартфонов, используемых в сетях всех операторов США, неуклонно растет примерно на 3% в квартал и к концу 2009 г. их уровень проникновения составил 42%. Кстати, у всех четырех самых крупных операторов США доли рынка смартфонов различаются не в разы, и только компания AT&T перешла 30%-ный барьер, захватив 32%. У этого оператора и наибольший прирост пользователей смартфонов в 2009 г. — 15%, второе место по приросту — у Verizon Wireless (на 9%).